Сезон 3,

102. Жанр и сеттинг

Февраль 26, 2015

Мы говорим про выбор жанра и сеттинга при создании массовых игр, проблемы, к которым могут привести их комбинации, создание клонов и о том, как улучшить хороший проект.

В гостях у нас Михаил Харьковский из CCSoft и Роман Поволоцкий из 2RealLife.

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

Youtube-версия

  • Giles Corey

    А можно будет потом в конце поста про подкаст (и/или в описании в iTunes) записать название закрывающего трека? Кстати, было бы круто узнать, что за трек играл в 100-м выпуске в конце.

    • Sanek94cool

      Было бы неплохо так в каждом посте делать, пусть еще помимо инфы о разработке подкасты прививают хороший музыкальный вкус)

    • Konstantin Vlasenko

      Тут уже давно забытая традиция в комментах отгадывать.

    • Дмитрий

      Homeworld OST, дальше найдешь

  • name

    Сергей Климов.

  • Поросёнок Пётр

    >>Жанр и сеттинг
    Прозреваю очередной разговор на языках, продолжения которых никто не знает.

  • Cadmus

    которым могут привеЗти их комбинации

  • Cadmus

    >создание клонов
    Судя по портфолио студий спикеров, весьма профессионально могут раскрыть вопрос.

    • Гость

      К успеху пришли, а ты…

      • Shoogo

        Торговцы оружием тоже к успеху пришли, а ты…

  • name

    Сергей Климов.

  • Yuri Mashukov

    Пожалуй, я даже успеваю на начало))

  • Arseniy Shved

    Удивительно слышать фразу «мы делаем не игры» в подкасте «как делают игры»

    • Stif

      Всё, главный вопрос теперь раскрыт! Подкаст можно закрывать.

  • TON14

    ИМХО: match-3 это механника.
    Ничто ведь не мещает сделать игру тир на планшеты где играешь за мага на которого прут зомби а для атак-заклинаний надо энергетические шары в астрале передвигать. И приклеить к этому прокачку и комбы.
    С такой игрой жанр хрен определишь а на механики разбить можно….

    • beast

      И с какого боку это тир? Puzzle Quest очередной.

      • TON14

        Пожалуй это Action Puzzle / зомбаки не ждут пока ты кристалы соединишь…

  • Dmitry Konstantinov

    Судя по звуку голоса Галёнкина в последних подкастах, он сейчас живёт в бочке. Или в большой алюминиевой кастрюле.

    • Vasyanlolpro

      Галёнкин как Диоген — живёт в бочке и филосовствует на тему ф2п и инди.

    • Я еще и болею к тому же 🙁

      • Alex Andreev

        Ты там это, береги себя и выздоравливай

    • Гоздь

      >Или в большой алюминиевой кастрюле.

      iPot.

  • Андрей

    Очень прикольно подчеркнули тему про нишеобразующую составляющую и таксиста, который по 6часов в Candy Crush валит.
    У меня вопрос: допустим есть много людей которые никогда бы не играли в комп игры вообще если бы не танки, но теперь они любят комп игры и не считают это чем-то содомитским. На танки они «подсели» из-за прикольного сеттинга(ВВ2 и прикольные модельки), причем если бы геймплей был точно таким-же, но вместо танков ВВ2 были бы танки на магнитной подушке и бластеры, то какой бы была аудитория?
    И возможно ли, что те люди, которые сейчас гоняют в танки, через 5 лет заинтересуются чем-то более задростким, например чем-то похожим на старкрафт? Или такни и ко это альфа и омега?

    • Харьковский Михаил

      1. если бы там был бы скай фай танки не зашли бы так сильно — потому что аудитория которая сейчас играет в танке более солидна по возрасту мужчины которые раньше не играли в игре и всякую фантастику считают детством

      2. есть попытка клона танков более в фантастику в основном в нее играет молодежь хотя лучше уточнить у разработчиков

      3. да аудитория растет на играх то есть первый шаг у него танки дальше игрок понимает что ему нравится играть и может перейти и в другие сеттинги, танки не альфа и омега мне кажется много есть сеттингов которые понравятся такой аудитории только они должны быть простыми и понятными для такой аудитории

      • Андрей

        Я имел в виду не сеттинг(вв2, сай-фай, фентези), а именно игровой процесс. В танках очень медленный, простой и доступный геймплей, есть ли баланс чтобы игра усложнилась, тем самым став интересней, но не превратилась в кнопкодрочку типа упомянутого старкрафта, и этим завлекла «созревшую» аудиторию танков.

        • Харьковский Михаил

          да конечно баланс можно найти — тот же проект Танки Онлайн есть он побыстрее играется

        • Shoogo

          Ничего не утверждаю, но видел примерно эту же аудиторию (служивые мужики) в АРМА2, игра довольно хардкорная и требует обучения но почему созревшая аудитория теоретический не могла бы перейти в нее?

  • Юрий

    Мда…

  • Гейбушка

    эх… Всю магию просрали.

  • Бобби

    • 1

      Скорее это

  • Гость

    Даниил Шестаковский в свое время круто отжог на КРИ 2008. Я когда увидел, что 2reallife, бросил все включить послушать. Только потом увидел, что это Поволоцкий, но надеюсь, что и он не подкачает :))

  • Irina R.

    Простите меня, дурмана ядовитого, но «кэлл оф дати» – это пять. Я аж икнула в трамвае от неожиданности :»)

    • Юрий

      А если ездить на бентли и работать в особняке на смоленке — этих проблем не будет;)

    • Roman Zelenin

      А мне ещё «Йеви» понравилось. Я не сразу понял, что речь о EVE Online.

  • Konstantin Vlasenko

    После этого выпуска нужен метафизический подкаст с Орловским и Дыбовским для восстановления кармического равновесия

    • Юрий Волошин

      Зачем? Значит, как ДЕЛАТЬ фритуплейчики-баблососки, так норм. А как слушать про них подкаст, так фи?
      Потому как 99,9% игровой индустрии в СНГ — это браузерки и мобилки. И если вы их не делаете — скорее всего, вы в игровой индустрии не работаете.

      • polecat017

        А если вы их делаете, то убиваете индустрию собственными руками.

      • Konstantin Vlasenko

        Тот факт, что я в ней не работаю не мешает мне живо интересоваться как разработкой, так и продвижением игр. И прошу заметить, фи я не высказывал, всего лишь заметил, что гости в этом выпуске были сильно про бабло, и, как мне показалось, такой подход даже Сергея с Михаилом немного обескуражил.

    • fandrfa

      Угу, особенно Дыбовского послушать хочется.
      Грустные истории настоящего Художника.
      «Мы пытались…», «команда чуть не распалась…», «нет денег…», «не можем найти инвестора», «наша команда почти как семья», «удивительная идея про младенцев…» и т.д. и т.п.
      Если после этого подкаста люди садились в «почти уже Бентли» и ехали в родные пенаты, то Дыбовский, похоже, садился на пегаса и мчался в страну эльфов.
      Впрочем, на мой взгляд, тут две крайности, Дыбовский и гости подкаста.

      С одной стороны Михаил, который признается, что старается делать качественные игры, ой, т.е. «продукты», чтобы они нравились массовой аудитории и приносили ему кучи БАБЛА.
      Судя по подкасту — исключительно изучение другие проектов, анализ успешных механик и создание переделок. Вероятность появления необычного продукта / механики от такого человека равна нулю.
      Но, похоже, что у него получается делать то, чем он занимается, и получается делать это хорошо.

      С другой стороны Дыбовский, со своими разговорами про игры как искусство. Это все замечательно, обеими руками за.
      Но у меня складывается у меня ощущение, вот уже 12 лет живет в подвале со своей «командой-семьей», пытается делать игры, но катастрофически не хватает того самого Бабла. Идей море, бабла ноль, возможностей, соответственно тоже.
      Первая компания на Kickstarter, конечно, была эпической, когда команда ICE Pick Lodge тупо не выходила на связь и народ на KS начал реально волноваться по поводу своих денег и отсутствия обратной связи. Причины молчания? Ну, их написали в комментариях — «Ребята, у нас нет опыта в этом деле, нет денег, нет людей, Дыбовский не любит общаться с людьми, сделайте одолжение, войдите в положение, я инвалид, ножка болит…» тьфу, не туда понесло.
      Эпик для команды с опытом разработки в 10 лет, чувствуется рука Художника с большой буквы.

      На самом деле подход «игры как искусство» мне импонирует больше чем «игры как бабло», но если выбирать между подходом гостей и подходом Николая Дыбовского, то я бы выбрал первых.
      В конце концов, проекты типа Journey, Flower, Flower, Brothers: A Tale of Two Sons показывают, что можно сделать потрясающие по красоте и эстетическому наслаждению проекты, которые при этом будут отлично продаваться.

      Романа было слушать интересно. Хотя и не совсем можно согласиться.
      Судя по сказанному — человек чрезвычайно серьезно подошел к изучению вопроса финансовой успешности игр. Этакий сугубо научный подход к процессу извлечения прибыли.
      Пока отдельные личности жалуются на то, что «Да хрен его знает, вроде делаешь одно и тоже, а народу то нравится, то не нравится», другие пытаются ко всему этому делу привлечь науку и разобраться в вопросе досконально. Человек хочет делать максимально качественные игры и извлекать из них максимально возможную прибыль, и подходит к этому очень ответственно.
      И это отлично, это лучше чем «ой, а мы 5 лет делаем по вечерам квест. Инвесторов нет, программиста нет, поэтому один из художников изучает C# и Unity, закончим или нет — вообще непонятно, и всем уже надоело, но мы все трое всегда мечтали делать игры, это и всё это так классно!».

      • Поросёнок Пётр

        Дыбовский ещё и договорённости на ура выполняет. У нас один донатер договорился с ним на интервью, тот сказал будет через день и исчез.

        Journey — долгострой, прочитай историю создания, чтоб не к месту не писать.

        >> чрезвычайно серьезно подошел к изучению вопроса финансовой успешности игр
        У юби и еа вышло серьёзнее.

        • fandrfa

          >>Journey — долгострой, прочитай историю создания, чтоб не к месту не писать.
          Я писал исключительно про то, что игра:
          а) вышла чертовски красивой и принесла людям массу эстетического удовольствия
          б) хорошо продалась.
          То, как они шли к этим пунктам а) и б) — это другой вопрос, и я про него ничего не писал.

          • Поросёнок Пётр

            Эм… Шествие к этим пунктам — это сидеть и делать десять лет квест в подвале и пить красное из чашек закусывая латте. Иначе оно не было бы долгостроем.

      • Гость

        К Роману ни у кого претензий нет.
        Но в итоге зачем кидаться из крайности в крайность? Почему нужно обязательно заявлять, что мол потребитель быдло, и все, что он должен — нести деньги? А то видите ли на бентли не могут наскрести.

      • Konstantin Vlasenko

        Да, мне тоже понравился подход Романа. Его бы я еще послушал. Очень люблю когда к бизнесу подходят с точки зрения максимальной эффективности, но вот только у меня совершенно не возникает желания попробовать вышеназванный продукт.

  • Гестьербайтер

    С вами Сергей Галёнкин и сегодня мы совершим путешествие на тёмную сторону геймдева. Не забудьте помыться на выходе.

  • Поросёнок Пётр

    Лучший выпуск эвах, давно так не ржал.
    http://img.pandawhale.com/post-51087-cartman-kickstarter-meme-Imgur-BxjN.png

    Только по теме вообще ни слова не сказали, надо было назвать «целевая аудитория», а не «жанр и сеттинг».

    • 1

      Жалко дискас требует зарегится чтобы плюсики ставить.
      +1

  • krolikov

    Какой ад. Особенно про мужчин и миллион рублей, русские были первыми, то, что было до БК — не фритуплей. Не хватало только телеги про духовное превосходство русских браузерок над подрывающим моральные устои западным фритуплеем. Хватило меня на полчаса, потом удалил подкаст и помыл наушники. Надеюсь больше таких гостей не будет.

    • Roman Zelenin

      У меня после прослушивания аж борода расти перестала. Пока миллион рублей не занесу в «Небеса», мужиком себя не почувствую снова…

  • Alex Mazur

    Вот уж да, лучше бы Орловского, Дыбовского или кого из 4A пригласили, а то притащили ребят, которые делают браузерки. Жанр и сеттинг май эсс

  • polecat017

    А где можно подписать петицию, чтобы подобных «гостей» больше не приглашали в подкаст? (а лучше вообще не подпускали бы к играм).

    • MaZ

      а кто ж тогда будет хидден обджекты для скучающих дам клепать?

  • fandrfa

    Хороший выпуск, слушать Романа было интересно.

  • therealDucat

    Я не люблю фентези )
    Но обожаю фантастику! )

  • Не поленился — зашёл в Небеса вконтакте.
    Не впечатлило. Кинговские творения погонял — понимаю, почему king match-3 стало нарицательным.
    А тут — уныло, тоскливо, все тормозит, зачем-то все время что-то дополнительно подгружается, UI как-то понакидан по экрану.
    Несколько раз автоподбор нашел живых противников, которые были раза в два сильнее, они сразу выносят. Сразу накидывается монетизация с причитаниями, что надо что-то срочно прикупить.
    Это выбор рунета-2012? Спасибо, но нет.

  • WArg

    Нужна передача битва:

    Добро (Орловский, Дыбовский) против Зла (Харьковский, Роман)
    Художники против Бабла 🙂

    а на деле:

    Орловский — играет на публику если посмотреть на отжим в его Prime World
    Дыбовский — художник без дисциплины и понятия что такое бизнес
    Харьковский — чел в теме и очень дохера знает, но не палит реальные секреты
    Роман — просто пиарит свои услуги заранее заготовленными фразами

  • Роман Поволоцкий

    Всем привет,

    1. Про жанр и сеттинг можно говорить очень долго, к сожалению было мало времени, в следующий раз постараюсь лучше раскрыть суть моего отношения к этим терминам и моему понимаю их применения в разработке игр. Мне не нравится ни один, ни другой термин, оба очень размыты. Гораздо интереснее поговорить про паттерны монетизации, психологические портреты потребителей и поведенческие модели в игровом дизайне. Все остальное — красивый арт и технологиии.
    2. Всегда открыт к конструктивной критике. Коллеги с мнением — F2P для лохов, которые хотят зарабатывать денег и топчут ногами искусство — можете идти лесом. Делать деньги на играх и продавать картинки за 1 000 000 рублей — тоже искусство.
    3. Небесам 6 лет, проект морально устарел и я это понимаю. Готовлю новые.
    4. Спасибо за ваши мнения, безразличие хуже всего 🙂

    • 1

      Паттерны монитезации к играм не имеют отношениям. Игра без монетизации — реально.
      Сеттинг и жанр — конкретные термины определяющие арт направление и игровые механики. Если это все шум по фону — то нужно не в этот подкаст.

      Продавать- искусство -спору нет, но к разработке игр не относится.

Scroll to top