Сезон 4,
2:23

130. VR

Декабрь 17, 2015

Мы говорим про практические аспекты разработки проектов для виртуальной реальности, мобильный VR, аркады, сложности рендера, рыночный потенциал и другие интересные вещи.

В гостях Олег Чумаков (Nival VR), Евгений Марченко (Чингиз) и Дмитрий Осин (Fibrum).

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

Youtube-версия

  • Тимур

    Буду первым: раз уж самым востребованным на VR считают порно, то есть ли планы по производству игр для взрослых?

    • Порно-контент с живыми актерами качественнее, дешевле и быстрее в производстве плюс не требует мощного железа у пользователя 🙂

      • FYPIIN

        Но интерктива ведь у такого контента нет:)

        • у VR сейчас с интерактивом вообще проблемы 🙂

          • Krik_iddqd

            Вот и не будет! Прямое вовлечение в процесс же!
            Хочу самолично отжарить длинноушастую эльфийку. Где же ещё предоставиться такая возможность, как не в VR?

      • Тимур

        А как же возможность сделать этакий interactive, с возможностью ответов «Да, крошка» / «Нет, я сейчас иду к твоей подруге Джулии» / «Как насчет совместной прогулки, дорогая?» 🙂 Ну т.е. порнушка, но вставляют какой-то интерактив в процессе и выдают это за «игру». В свое время всякие Рандеву с незнакомками вроде пачками выходили.

        • Это женский жанр 🙂 Ты сейчас Episode описал.

      • Ilya Shilin

        в догонку , на сколько системные требования на устройство от валв ниже окулуса. прост раньше была информация что экраны используют разрешение 1280 на 1024а 2 картинки с таким разрешением спокойно можно считать на любом современном железе. .

        • Ivan

          Они не ниже. У обоих один экран разрешением 2160×1200 поделенный на две картинки по 1080×1200. Проблема с производительностью не только в том, что нужно считать две картинки, а что нужно при этом поддерживать *стабильные* 90 FPS, иначе начинаются рывки и, как следствие, головокружение. По-моему нет ни одной современной игры которая способна выдавать стабильные 90 FPS на высоких настройках даже на одном 1080р экране 🙂

          • Ilya Shilin

            с одной то научились споавлятся с двумя … гебыло возможгеости протестировать. в теории 2 правильно работающие 970 могут попробовать. на практике врятли кто допиливал

          • Ilya Shilin

            две картинки разные с более низким разрешением щитать сейчас дешевле в аппаратном плане чем одну в более высоком и бить её потом по палам. суть ак раз в этом подходе. это я в предыдущем каменное отвлекся

      • cpt.Pesticide

        Тем не менее, существует и постоянно пополняется море всякого хентая и 3д порно. Выглядит нелепо и вроде бы существовать не должно, но существует и его много.

  • Minor Grim

    В 2009 году Камерон выпуском Аватара вывел индустрию кино-проката на кардинально новый уровень (3D). Сергей, Михаил, как считаете, почему Valve не делает ничего подобного для своего Vive VR, хотя без мощного seling point даже самые оптимистичные прогнозы цен на VR для консьюмеров себя не оправдывают. И как по вашему, что может стать таким seling point для Vive и Rift?

    • Шоп

      Вопрос не в тему. (а может и в тему). Почему вдруг 3Д стало фишкой, если я 20 лет назад смотрел те же самые «стереофильмы» и никого это не удивляло? (ну мою бабушку в тот момент да, удивляло немного). А теперь 2009 — и кардинально новый уровень?
      VR тоже тут и там встречается десятилетия. Даже атракционы видел много лет назад со шлемами и шутероподобными играми в них. Почему сейчас оно дожно выстрелить вдруг?

      • Ivan

        По-моему примерно по той же причине, почему iPad вдруг стал популярным, хотя концепт устройства совершенно не новый и существовал десятилетия. Потому что технологии достигли того уровня, где реализация концепта возможна на таком уровне качества, который способен заинтересовать среднестатистического человека (софт, размер, вес, ёмкостный тач-скрин, к примеру), и реализовываться по разумной цене.

        Для VR это экраны и сенсоры которые дают приемлемое разрешение, большой угол обзора и очень низкую задержку. Всё это вместе складывается в ощущение присутствия в другом пространстве, в отличие от ощущения экрана на носу.

        • Minor Grim

          Но ведь покупают не технологию, а экспириенс, который напрямую зависит от контента. А станет ли среднестатистический консьюмер апгрейдить компьютер за 300-400$ и покупать шлем за столько же (в лучшем случае) чтобы поиграть в EVE на Окулусе и непонятно во что на Vive. Кстати цена VR – отдельная интересная тема. Почем должен быть опиум для народа, чтобы «взлететь»?

      • Minor Grim

        3D стало фишкой единолично благодаря Камерону: помимо съемки, собственно, лучшего 3D-атрракциона, он договаривался с ассоциацией кинопрокатчиков США и всячески продвигал кино-3D по миру, благодаря чему ко времени выхода Аватара в прокат его было где смотреть. Ну а стереофильмы, возможно, как раз и не взлетели в свое время потому, что не было своего «пророка».
        А вообще мой вопрос касался контента: уж кто-кто, а Valve просто обязаны сделать в этом плане что-то для продвижения и конкурентного преимущества Vive VR. И я не требую HL3 (хотя именно это было бы самое то), но ведь что-то попроще и уж всяко получше чем EVE: Valkyrie (который будет поставляться в комплекте с Oculus Rift) они сделать в сжатые сроки способны.

        • Ivan

          А с чего вы взяли что они ничего не делают? 🙂 Просто молчат, как всегда.

          • Minor Grim

            Хорошо если так. Но разве не пора пиариться уже сейчас, когда до выпуска шлема 4 месяца?

        • stevens

          > И я не требую HL3 (хотя именно это было бы самое то)

          C чего бы это было самое то, если подобные игры от первого лица в VR делать пока толком никто не умеет (которые не room-scale experience, а полноценные бродилки)? Комфортная зона для VR, которую (и которой) на данный момент можно продавать — это именно авто/авиа/космо симуляторы, где можно сидеть и вертеть головой, либо аналоги Wii-sports, то есть эти самые простенькие демки-игрушки с нунчакообразными манипуляторами, которые есть у обоих (всех трех) сторон.

          >они сделать в сжатые сроки способны.

          Valve и сжатые сроки? Серьезно?

          • Minor Grim

            Ок, про HL3 согласен, возможно, погорячился про самое то. Тем более, на днях было интервью Кена Бердвела (ведущий программист Valve), где он упомянул про эксперименты с VR во вселенной HL и сказал что пока игрока тошнит через 5 минут игры.
            Про сжатые сроки я имел в виду, разумеется, не полноценную игру. Демки вроде Aperture VR Demo, конечно, будет маловато, но игро-вселенных у Valve хватает и подобных аттракционов наделать можно не один и не два. В конце-концов, сам шлем, насколько я знаю, разрабатывался более 3 лет. Или даже для создания VR-демок работает Valve-Time?

  • Ivan

    У меня такой вопрос. Когда только-только появился Oculus Rift DK2, народ офигевал и радовался всяким относительно простеньким демкам, вроде Titans of Space. Сейчас такие демки уже народу успели поднадоесть, и особого восторга не вызывают. То, что VR работает достаточно хорошо, уже ясно. Но очевидно, что никто толком не знает как сделать что-нибудь посерьезнее демок, что-нибудь, что удержало бы внимание на несколько часов, а не несколько минут.

    Как по-вашему произойдет переход от инди-поделок к более дорогим, изначально задуманым под VR проектам с серьезным production value? Постепенно, через проекты, финансируемые Oculus/Valve/Sony, или всё же какая-то AAA студия рискнёт и начнёт большой VR проект до того как VR получит широкое распространение?

    • Alderfly

      Crytek уже думаю ответил на ваш вопрос

    • Roman Leontiev

      Project Cars в OR DK2, после последних обновлений, как от самих разработчиков, плюс новые дрова нвидии, что рисуют картинку выше разрешением и даунскелят в окулус + зеркалирование на монитор. Выглядит просто потрясно.

      Из старого, но с менее идеальной поддержкой, Alien: Isolation (вроде бы, тоже достаточно трипл-Эй проект), Assetto Corsa Quake 2, LFS и тд.

      P.S. Пока писал пост, вышло новое обновление от nVidia Gameworks VR — http://devblogs.nvidia.com/parallelforall/vr-sli-accelerating-opengl-virtual-reality-multi-gpu-rendering/ — ушёл качать 🙂

  • stevens

    Очень интересно, повлияет ли наличие у Рифта встроенного микрофона (плюс, поиски новых методов интерактива в VR, т.к. старые не всегда работают) на развитие распознавания голоса в играх…

    • Kraken666

      не повлияет.

  • Друня

    Какие ограничения использования Fibrum SDK? В любом случае спасибо за исходники.

  • Eugene

    запоздалые вопросы:

    1) почему Fibrum стоит столько же сколько и GearVR — 8000р ???

    2) почему InCellVR для кардбоард стоит 15 рублей https://play.google.com/store/apps/details?id=com.nivalvr.incell&hl=ru

    а для GearVR $5 ???

    • Олег Чумаков

      Нам тоже такой расклад не нравится, но пришлось соблюсти рекомендации ревью команды GearVR

  • Mark Quincy

    Отличнейший выпуск,с удовольствием до конца дослушал. Только в момент совмещения игр и учебы усмехнулся. Как завлекалочка да, как полноценное совмещение нет. Мотивации хотя бы другие. Познавательная мотивация рождается в игре, но познавательная деятельность, особенно научная вообще на других принципах построена. Мне кажется наоборот проблема, чем больше завлекалочек, и чем больше люди думают о том, что «вау смотрите как учиться интересно», тем потом мотивации меньше познавательной у самих учеников, потому что в играх как ни странно игровая мотивация, а не познавательная в первую очередь. Конечно интересно как в других странах построена система обучения, основанная на выборе самостоятельном дисциплин, но в наших условиях, где ученику очень много нужно терпеть, чтобы получить то желаемое и интересное, создание такой игровой модели обучения не представляется полезным, на мой взгляд, потому что развивает в нём ту самую игровую мотивацию, которая очень плохо ложится на нашу общеобразовательную систему

    • Олег Чумаков

      Вот, предположим, играете вы в старкраф. Он вам нравится, по!,этому играете долго. Рано или поздно наступает момент когда вы можете сказать что понимаете как работает его экономическая система. Если бы старкрафт был про работу живой клетки, то вы бы понимали как работает система клетки. Если бы после этого вы загорелись и решили пойти работать в НИИ можно было бы сказать что игра стала для вас образовательной и исследовательской мотивацией 🙂

      • Mark Quincy

        Почитайте что нибудь про мотивацию ( Леонтьева , Выготского), то что вы называете мотивацией это вспышка интереса, а не мотивация. Вы смешиваете старкрафт и работу клетки, потому что первый очень популярный , а свою игру вы считаете очень научной?) более уместный пример ассасин крид, где порой было реально интересно вылезти из игры и прочитать про достопримечательности статью из википедии, ну а для особо вдохновившихся может книжку. Но я более чем уверен, что процент людей которые пошли в науку из за того, что они что то увидели ( причем увидели, а не подробно изучили) в игре ничтожно мал. Мне вся это аналогия с революцией vr напоминает первые идеи насчет использования Интернета — все думают что будут обмениваться информацией, образовываться, развиваться и т.д. Есть люди которые так и делают, я не уверен что с появлением интернета этих людей стало больше, чем когда его не было вообще. Мне кажется количество ученых мужей всегда зависит от количества промышленности и развития технологий, а не способов получения информации.
        Я уверен что VR ждет та же судьба что интернет — задротство, порево, уход из реальности, обрывочная информация и бесконечное подкрепление ЭГО. Ну и конечно создание виртуальных котиков и нац призывы убить кого нибудь, кто мешает жизни.

        • Олег Чумаков

          Разумеется, нас вполне устроит по 3 вспышки интереса в день вместо мотивации и 10% от аудитории всего VR контента 🙂 Старкрафт я привел как узнаваемый тайтл, клетку как интересную область. Вы оппонируете мнению «Весь VR и все Игры станут полезными и образовательными», к счастью ни мы ни MIT этой точки зрения не придерживаемся 🙂

  • b1g_up

    Эй, залейте в iTunes.

  • minzahidyd

    грят, будет Hellgate VR

  • #AYYTEAMLMAO

    а то у нас мало одноразовых игрушек

  • stevens

    Не очень понял вопрос про слияние ОС и VR, но на данный момент уже есть костыль под названием Virtual Desktop, который просто проецирует рабочий стол (да и в принципе все, что передается монитору) на виртуальный экран в VR-пространстве. В перспективе, ятд, ничто не помешает запустить любое количество виртуальных мониторов с доп. рабочими столами, запущенными программами, видео, чатами, etс… И работать с ними будем как сейчас работаем с окнами в многооконном режиме, с тем отличием, что эти окна можно будет еще по трем осям, пардон, вертеть.

    Кстати, про виртуальные экраны, как-то вскользь упомянули тему про виртуальные кинотеатры, хотя это, судя по отзывам, одна из самых популярных и впечатляющих программ для Gear VR. А для Рифта, так вообще уже ваяют драйвера для запуска на виртуальные экраны обычных игр (на самом деле там пытаются адаптировать старые игры под полный перенос в VR, где трекинг головы имитирует движение мышки, но это по-моему то еще извращение; а вот бонус в виде виртуального 3D-экрана интересует гораздо сильнее). Это, конечно, не та виртуальная реальность, о которой говорили большевики, но как мост для обратной совместимости со старыми играми, очень даже интересная фишка, я бы с удовольствием поиграл в виртуальном «кинотеатре» в Resident Evil 4 или Макса Пейна какого-нибудь…

    Кстати, про обратную совместимость, как-то совсем не упомянули тот факт, что окулусовские драйвера новых версий далеко не всегда обратно совместимы с играми, созданными на старых SDK. И если теперь зайти на Oculus Share (да и в steam, если VR-игре повезло там продаваться), то чуть ли не под любым проектом будет десяток отзывов в стиле «0.7 please».

  • LPS

    Кто нибудь знает откуда музыка в конце?

    • Михаил

      silent hill 2 ost — promise))

      • LPS

        Спасибо!

  • Для Oculus есть Minecraft «любительский»: https://share.oculus.com/app/minecrift

  • SlowJoe

    «Пошарить видео где ты можешь побывать мной.» Кто то сказал Гибсон?

  • Paul Okselenko

    Мы уже заканчиваем вторую игру под ВР, первую успешно продали 🙂 надо было в подкаст идти рассказать че-нить)

  • Gomes

Scroll to top