Сезон 3,
2:06

87. QA в разработке игр

Сентябрь 12, 2014

Мы обсуждаем QA и тестирование игр: подходы, особенности, лучшие практики и типичные проблемы. У нас в гостях Слава Лукьяненко из Wargaming.net, Евгений Скачков из Crytek и Валерий Косинов из Zeptolab.

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

Youtube-версия

Содержание:

00:00:37 #DevNightKyiv
00:03:09 Евгений Скачков, Crytek
00:04:23 Вячеслав Лукьяненко, Wargaming.net
00:05:40 Валерий Косинов, Zeptolab
00:07:48 Что такое QA
00:09:36 Как устроен отдел QA
00:16:05 SQA Days в Санкт-Петербурге
00:17:54 Об автоматизации тестирования
00:26:45 QА Обычный, QA в разработке игр
00:34:31 О тестировании продукта игроками
00:42:26 Смешные истории о багах
00:46:02 Выявление игровых эксплойтов
00:49:50 Работа с комьюнити на мобильных проектах
00:55:12 Про Аутсорсинг
01:03:42 Тестирование коробочных проектов и MMO
01:09:01 Инструменты тестировщиков
01:12:03 Как попасть в отдел QA
01:43:12 Ответы на вопросы слушателей

  • Поросёнок Пётр

    Вот это серьёзная киберпанк саранча.

    Что за вид?

    • John Doe

      «Вот это серьёзная киберпанк саранча.»

    • Антон

      род баговых

    • Guest

      Почему киберпанк?

      • Поросёнок Пётр

        Чёрный плюс неон.

  • famiak

    Ого, отличная тема. К сождалению прямой эфир не застану, послушаю после обязательно.

  • Alex

    Что такое QA?

    • John Doe

      Questions/Answers (Вопросы/Ответы).

      • Alex

        Ну это какое-то слишком уж широкое понятие.

      • Vitalij

        QA — Quality Assurance 😉

        • John Doe

          Я не привык к такому.

          • Questions and Answers это Q&A

          • John Doe

            Все уже всё поняли. Никто не умеет юмор.

          • griever_gf

            в первую очередь John Doe

          • John Doe

            Мамка твоя в первую очередь.

  • Андрей Москаленко

    За Климова! За Вильнюс!

    • Поросёнок Пётр

      Ба-бах!

  • Андрей Москаленко

    Кузьмин! Ты можешь, забанить меня на ютубе, но дело Климова бессмертно!

  • name

    А почему в списке ведущих нет Климова?

  • Гость

    как послушаешь гостей, так такое впечатление, что все они там с умственно отсталыми работаю. бедная индустрия.

    • Поросёнок Пётр

      Dysfunctional family.

    • CMETAHA

      Так это не только в игровой индустрии. Я работаю программером в фирме связанной с жд. Так наш отдел искренне уверен, что другие отделы все сплошь дегенераты. И, судя по их общению с нами, они того же мнения.

      Но никто не показывает вид. Улыбаемся и машем.

  • тестеры

    • Askar Alimov

      мультиметр

  • Юрий Волошин

    Оффтоп: С днем программиста всех, дамы и господа!

  • Xiradice

    Содержание вернется в выпуски?

  • Александр Сопин

    00:00:37 #DevNightKyiv
    00:03:09 Евгений Скачков, Crytek
    00:04:23 Вячеслав Лукьяненко, Wargaming.net
    00:05:40 Валерий Косинов, Zeptolab
    00:07:48 Что такое QA
    00:09:36 Как устроен отдел QA
    00:16:05 SQA Days в Санкт-Петербурге
    00:17:54 Об автоматизации тестирования
    00:26:45 QА Обычный, QA в разработке игр
    00:34:31 О тестировании продукта игроками
    00:42:26 Смешные истории о багах
    00:46:02 Выявление игровых эксплойтов
    00:49:50 Работа с комьюнити на мобильных проектах
    00:55:12 Про Аутсорсинг
    01:03:42 Тестирование коробочных проектов и MMO
    01:09:01 Инструменты тестировщиков
    01:12:03 Как попасть в отдел QA
    01:43:12 Ответы на вопросы слушателей

  • Поросёнок Пётр

    >>а потом хотят стать геймдизайнерами
    Но находясь в QA понимают, что это такой же тяжёлый труд как и QA, а не командование командой, чтобы они делали твою игру.

    Жаль подробнее не рассказал, почему вернулся из GD обратно в QA. Ящитаю было бы поучительно.

    Ещё не спросили про откровенно сломанные релизы, вроде любой игры EA. Кто же всё-таки виноват в выпуске абсолютно неработающих продуктов?

    • >>»Кто же всё-таки виноват в выпуске абсолютно неработающих продуктов?»
      Ну здесь по-моему все понятно, тот кто принимал решение выпустить неготовый продукт на рынок.

      • Поросёнок Пётр

        Ну вот и кто?

        • SlowJoe

          Ты

          • Поросёнок Пётр

            Я не тестер.

          • SlowJoe

            И на Ричителло вроде не похож.

    • 121123

      Косинов совсем недолго пробыл в дизайнерах — чтобы оценить все глубину отчаяния. Просто Ниваловская бюрократия поразила.

  • Maxim Lyukshin

    Спасибо за очередной выпуск! А в Питере в ближайщее время будут ивенты связанные с индустрией?

    • Если вы про QA, то из больших событий вроде только SQA Days в Питере в ноябре.К сожалению это большая проблема, что нет какого-то одного ресурса который объединял бы все IT события в одном месте по календарю.

      • Maxim Lyukshin

        Спасибо, увидел уже в описание подкаста, пока еще не успел послушать этот выпуск)
        А вообще интересуют различные события, не только QA.

        • Вот с этим вот и проблема ) Можно на хабре смотреть. Есть еще http://it-sobytie.ru/ Но обоим полноты очень сильно не хватает (

    • Winter Nights будет по идее. Ну и мы думаем про #DevNight

  • Askar Alimov

    Странно что так мало комментирующих в столь интересной теме, ведь это одно из самых легкодоступных способов вливания в игровую индустрию, вроде как, не будь я обычным человеком, то бросил бы все и попытал счастье у тестировщиков. Понравился этот подкаст, спасибо всем.

    • Я давно заметил, что самые полезные подкасты комментируют меньше всего 🙂

      При этом по статистике слушают их больше обычных 🙂

      • Шоп

        да я джва года ждал этот подкаст:)
        Большое спасибо гостям и ведущим.

      • 543543

        То же самое с текстами — если текст разумен, все с ним согласны — и комментариев рядом с нулем.

      • Алексей Петров

        Сергей, а могли бы вы в конце сезона вывешивать статистику прослушивания подкастов? Интересно, что люди слушают.

    • Антон Семеныч

      А что тут обсуждать? Нашел кучу ключевых слов по которым можно продолжить глубже знакомиться с предметом и в поисковик ушел.

    • Гост

      Может мы слушали разные подкасты, но тут вроде утверждали, что эт уже давно целая наука и там надо людей, что будут расти как тестировщики и никуда потом не уйдут, а не геймдезайнеров-художников без опыта, что сначала поклацают бездумно год, а потом их на более престижные должности поднимут. Перспектива «зайти» в индустрию с этого входа уже подразумевает, что можно навсегда остаться на этой ступени.

      • Askar Alimov

        Я и не упоминал, что профессия тестировщика по умолчанию все го лишь толчок. Мне она лично более привлекательна чем что то другое.

  • Andrey Sarafanov

    Благодарю за отличный подкаст!

  • Bugi Vugi

    Спасибо.

  • SlowJoe

    У меня одного обрывается в конце?

  • Aleh Yurevich

    Про QA как-то всегда обидно слушать, когда говорят в стиле, будто бы это убожество какое-то.
    «Возьмите меня в геймдев, ну хоть кофе носить, хоть туалет руками чистить, хоть в QA, абы пройдя через унижения, устроиться на нормальную работу»

  • Aleh Yurevich

    Кстати, там на заднем фоне на 1:22 — Дейзи гавкает. Сергей Климов ушел, а собачки остались и контролируют качество подкаста))

  • 3DDEVTEAM LVIV

    Почему Климов такой мудак?

  • Dekkeret

    Сергей, спасибо большое за данный подкаст. Все время слушаю записи подкастов про игровую индустрию.
    Первый раз пишу комментарий в Вашем блоге, так как тема QA для меня очень близка.

    Я как раз начал работу с QA в геймдеве и пробивался именно с целью работать в игровой индустрии (правда тогда я хотел быть «великим гейм-дизайнером»). Однако, начав работать, понял что мне нравится именно тестирование как профессиональная сфера и мне хотелось бы именно развиваться в game QA. Компания, в которой я работал, зарплаты была начальная, а работа, по сути, представляла monkey job. Естественно, я, понимая что необходимо набраться определенного опыта, чтобы подняться на ступень выше и развиваться, продолжал работу. Со временем мне стали поручать написание тест-кейсов + я стал выполнять обязанности старшего тестировщика. Позже, я стал проводить acceptance тестирование и был ответственен если выложенный в стор билд валился к чертям. Однако моя зарплата и должность так и остались нетронутыми. У нас были автоматизаторы, но туда попасть уже не получилось, так как все места были заняты (кстати все позиции занимали люди с опытом из софта), а о позиции джуна и речи не было.
    Проработав год и не предвидя никаких возможных повышений, мне пришлось перейти уже в software testing, так как я хочу развития, да и денег тут платят больше.К сожалению, ситуация такова, что для большого количества игровых компаний требуется именно этот пресловутый обезьяний труд 🙂

    Кстати, данный переход я осуществил недавно, так как пытался еще найти вакансию тестировщика в игровой индустрии на должность, где уже требовался бы более опытный работник. Однако, в одной компании мне даже не ответили после выполнения тестового задания, а в другой сказали, что на существующую позицию им требуется именно начинающий тестировщик (хотя уверили что в скором времени им понадобится именно такой тестировщик и обещали перезвонить; 4 месяца от них ни слух, ни духу). Обе компании являются крупнейшими в РФ, которые занимаются десктопными онлайн играми и, думаю, Вы можете догадаться как они называются (в СПБ). Если даже такие фирмы не особо хотят брать тестировщика на должность выше пресловутой «тридцатка в месяц», то что говорить про фирмы поменьше.

    Вывод из моего опыта: игровой индустрии требуются либо тестировщики без опыта совсем, чтобы платить им мало и получать профита с их работы много, либо тестировщики из софта, за плечами которых несколько лет работы QA lead или QA manager, QA automatization, QA performance specialist. А такие как я, которые имеют опыт работы именно в game QA от года, уверенные теоретические знания в тестировнии ПО, большой игровой опыт, небольшие знания в скриптинге — являются непонятным промежуточным звеном, которое и обучать непонятно куда, и лидом не поставишь, так как опыта все-таки мало. Как следствие, зарплату чуть повыше им не хотят платить и обучать особого желания нет, а то: «вдруг уйдут потом в другую компанию, а мы их обучали».
    А самое главное, я не один такой, из большинства моих знакомых в сфере тестирования — все, кроме одного человека, ушли в софт и ответы у них почти как по шаблону: «нет перспектив развития», «работа заключается только в протыкивании кнопочек», «надоел monkey job, хочется чего-нибудь посложнее».

    Получается достаточно интересная картина. Я очень хочу работать и развиваться в game QA, но для этого мне нужно набраться несколько лет опыта в софте, чтобы потом уже перейти в game QA.
    Возможно, именно у меня такой опыт и мне просто не повезло.

    Видится, что в game QA возможно идти, если ты хочешь потом стать гейм-дизайнером или девелопером, PMом и т.д. Перейти после тестировщика на разраба очень реально, но развиться хотя бы в senior QA очень тяжело, эдакий хардкор для избранных везунчиков.

    Но я не теряю надежду и, надеюсь, что уже через 3-4 года смогу обратно вернуться в родную игровую индустрию, так как для меня это больше чем работа, я действительно горю этой сферой.
    Хотелось бы услышать Ваше мнение и мнение других ребят, по данному поводу.

    • Шоп

      Звучит довольно грустно, но неужели подобных историй не приходилось слышать от QA бизнес софта? Мне сылшать приходилось (а в геймдеве у меня опыта 0 целых, 0 десятых, а в обычном QA 3 года).
      Мне кажется, просто конторы бывают разные, что там, что там. Действительно, иногда компании невыгоден опытный специалист. Но это относится в первую очередь к аутсорс-компаниям, где новичка просто продают заказчику по цене опытного специалиста — соответственно денег самой конторе такой сотрудник приносит больше, за счет своей небольшой зп.
      А может просто тебе так не повезло) А может в игровом QA и вправду всё так мрачно, и у меня больше мечты нету:)

      • Dekkeret

        Вообще, мне тоже так кажется, что это такое стечение обстоятельств. Как минимум, этот коммент должен немного отрезвить большинство ребят. Даже вспоминаю, когда искали новых тестировщиков, то 80% приходили, говоря что они вообще видят себя гейм-дизайнерами и хотят создавать сеттинги и на полном серьезе считали что qa это начальная позиция и мы в основном играем в игрушки 🙂
        Старайтесь более трезво смотреть на вещи.
        Геймдев — это такая же индустрия со своими плюсами и минусами. Я ее очень люблю, но понимаю что у нее есть свои недостатки: 1) в РФ она еще находится в пубертатном периоде 2) встречаются ленивые разработчики, которые ушли из софта, так как хотят работу полегче 3)зачастую встречается не самый эффективный менеджмент и прочее (чего кстати софт тоже не лишен).
        Но плюсы не заставляют себя ждать! Вы можете попасть в команду профессионалов и, в буквальном смысле, наслаждаться работой как в профессиональном, так и эстетическом смысле. Вы сможете почувствовать тот замечательный момент, когда работа не в тягость, а в радость и даже не смотришь на часы, когда она закончится.
        Еще вспоминаю как разговаривал с ребенком (он играл в приложение, которое я тестировал) одного из друзей. Я у него спрашивал почему ему нравится игра, он рассказывал про всякие красивые здания и разные интересные ему штуки. А в конце он сказал, что: «а еще она не такая глючная как многие другие на планшете» — Вы просто не представляете какое чувство радости и гордости это доставляет. Это действительного стоит тех бессонных ночей перед выкладкой билда в магазин и последующим тестированием в сторе. Каждый член команды дарит FUN пользователям проекта, а это дорогого стоит.

        • Alexey Tolstov

          «Вы можете попасть в команду профессионалов и, в буквальном смысле, наслаждаться работой как в профессиональном, так и эстетическом смысле.»

          Это возможно не только в геймдеве, но и в любой коллективной деятельности.

          «Каждый член команды дарит FUN пользователям проекта, а это дорогого стоит.»
          Если обобщить неопределённое «FUN» до неопределённого «нечто очень хорошее», то и это возможно в любой деятельности вообще.

    • Slava Lukyanenka

      Ваша история — вполне средняя для обычного тестировщика, она не специфичная для геймдева.
      Рынок сейчас пресыщен «середнячками» в тестировании, выбирать всегда есть из кого. Соответственно, если вакансия на такую позицию в геймдев компании (коих значительно меньше, чем софтверных) открывается, то закрывается она так же быстро.
      Предполагаю, что вам просто не повезло. 🙁
      Тем не менее. удачи в дальнейших начинаниях! У вас достойная вера в себя!)

  • Антон

    Имелся ввиду этот сайт — http://www.utest.com/?

    • Dekkeret

      Если ты имеешь в виду сайт с возможностью работать аутсорс тестировщиком, то да.

  • Dekkeret

    Странно что не было вопросов по поводу литературы. Если кому интересно узнать теоретические основы тестирование, да и вообще что оно из себя представляет, то могу посоветовать книгу: «Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений» Сэм Канер, Джек Фолк.
    Она староватая, но в ней изложены фундаментальные концепции которые вряд ли устареют.

    • Slava Lukyanenka

      Канер уже живой классик, но книга написана академическим языком и для восприятия не очень проста.
      Многие для старта рекомендуют «Тестирование.COM» Савина» и я с ними согласен.
      По Game QA я еще не видел ни одной хорошей книги без 98% капитанства и общих практик внутри. 🙁

  • Рина Ужевко

    Слава, ну как ты мог !) что значит доклады только от варгейминга?) а я?)

    • Slava Lukyanenka

      Значит нас было двое! 🙂

    • Slava Lukyanenka

      Значит нас было двое! 🙂

  • Рина Ужевко

    в этом году на SQA Days большое количество докладов о играх. Поговаривают, что это все моя вина, как председателя ПК))

  • Reiser

    Михаил, а можно при монтаже подрезать высокие частоты у некоторых персонажей? Лукьяненко ок, а Скачков/Косинов страшно режут ухо — видимо, какой-то кодек в TS не тот.

  • griever_gf

    Поправка к комменту Галёнкина про разработчиков Крэша и PS1 — баг обнаружили даже не в прошивке, а в ЖЕЛЕЗЕ Play Station. #всечитаютгамасутру

Scroll to top