Сезон 3,
1:41

92. Инди, фестивали и жизнь после препродакшна

Ноябрь 06, 2014

В этом выпуске мы говорим про феномен инди, истоки движения и о том, как инди жить в современном мире.

В гостях у нас Дмитрий Минский (HalfBus), Станислав Загний (Tequilabyte) и Олег Чумаков (Nival).

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

Youtube-версия

  • name

    У вас, вроде как, в ведущих был еще какой-то Климов? Он будет?

  • name

    У вас, вроде как, в ведущих был еще какой-то Климов? Он будет?

    Кстати, у вас в блоге какая-то проблема с комментариями, мой почему-то пропал.

    • usdevel92

      уфф

    • Alex

      Климов ушел из подкаста

      • her

        надолго?

        • Alex

          На веки вечные

  • Так знать бы хотя бы темы 🙂

  • Гейбушка

    чот безысходность, а вообще удачи пацанам

    • да-да, жизнь-боль 🙂
      Тема, как-то сама-собой, съехала с позитива 🙂

  • Ну и, собственно, сам проект, с который стал финалистом IGF China, и который мы показывали в Шанхае:

    http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=320646954

    • Поросёнок Пётр

      Лул. У меня она уже есть.

      • Как это есть? =)
        Она же еще не готова! )

        • Поросёнок Пётр

          Честно говоря не помню откуда, но как только она пройдёт greenlight у меня ключ будет.

          • Интересно, как это? ))
            нет, я не против, просто — как?

          • Поросёнок Пётр

            Может вы какое-нибудь «промо» делали или в «бандлах» участвовали?

          • нет, не участвовали, и промо с ключами не делали. Нам предлагали участвовать в бандлах, но мы пока не стали.

          • Поросёнок Пётр

            Прессе раздавали?

          • только прямые ссылки на билд.

          • Поросёнок Пётр

            Ну тогда честно, понятия не имею. Может перепутал с другим «псевдо-физическим» платформером их сейчас больше чем грязи. Но самого сумомана я точно знаю и голос на greenlight уже стоял когда ссылку открыл.

          • голос-то может быть.
            просто ключей мы никаких не раздавали.

            А за голос спасибо )))

          • Поросёнок Пётр

            Наверное из-за сумотохи.

    • Andrii Vintsevych

      Я бы сказал, что ваши маркетинговые усилия заметны. Так как, этот проект я вижу в третий или четвертый раз.

      Не секрет сколько процентов осталось до топ 100 в Greenlight?

      • Спасибо, стараюсь 🙂
        не секрет — на данный момент 62%, это 2950 голосов.

      • К слову, чтобы проект прошел гринлайн, не обязательно попадать в топ100 и висеть там. Мы с Basement прошли гринлайт за 9 дней, когда набрали 60% до топ100. Valve смотрит на динамику набора голосов, процент да/нет, у нас был достаточно высок относительно среднего (у нас 74% да, в среднем 52%). Ну и кикстартер сыграл свою роль, нас загринлайтили сразу после набора нужной суммы.

  • Irina Reinova
  • Поросёнок Пётр

    Если издатель не отсечёт по «монетизации» — он полезет в игровой процесс и GD. «Монетизация» должна быть «родной» для игры же.

  • Поросёнок Пётр

    >>игры про механику
    В играх механика и есть повествование, потому что игры не кино, а «интерактивное мультимедия». Поэтому их качественные игры — про говно, а наши, некачественные, сломанные через зад, игры ставятся ими как пример лучшей игры на пекарне (я про шкваркер).

  • Поросёнок Пётр

    В советской роисе сапорт угрожает физическим насилием тебе.

  • Поросёнок Пётр

    >>у них с нарративом всё хорошо
    У них с повествованием всё отвратительно, что в играх, что в кино, что в литературе, что, даже, в песенках.

    ТРИ(!) разный истории, противоречащих друг другу, в одном произведении.

    • Tommmy

      Тут слишком мало твоих постов, давай еще.

      • her

        тык этож его блоХ

  • Jonny

    Ведущих было интересней слушать.. чем гостей

    • Lev Kekish

      Мне Олег понравился, знал что говорить.

  • Vasyanlolpro

    22 коммента — это ли не подтверждение того, что инди не нужны?

    • Поросёнок Пётр

      Это уже последних десяток подкастов, давай ещё напиши, что подкаст не нужен.

  • Михаил

    Меж тем Юнити празднует четырехлетие ассет стора и радует любителей посчитать деньги в чужих карманах: http://blogs.unity3d.com/2014/11/04/happy-birthday-to-us-unity-asset-store-turns-four/
    Так что кого-то инди, по-любому, уже осчастливили.

  • SlowJoe

    «Разработка ммо рпг про былинную русь»

    Вся суть славянского геймдева.

    • почему нет? 🙂

      • SlowJoe

        Без денежной подушки замахнутся на априори затратную ммо да и еще по непопулярной теме — типичная тема для русского гемдева до того как он издох.

        • ну если тебе нужно учиться, то почему бы не учиться на теме, которая тебе нравится?

          Там речи не шло про «выпустить» ммо рпг. Мы просто на этом учились.

          • SlowJoe

            Ну можно было учится на том что можно было выпустить. Куда выгоднее чем потом один доширак на троих делить. Но не мне вас судить.

          • Вот я вот терпеть не люблю такие вот поделки на апсторах и плеймаркетах, и в гринлайте.
            Учиться это хорошо — но не выпускать же это. Хотя, второй проект, который мы уже выпустили — он тоже был такой себе «учебный» =)

          • SlowJoe

            Ну зато это хорошая возможность проверить свое видение на прочность. Публика куда более честный судья чем друзья или мамка которые побоятся обидеть.

          • Ну не знаю, имхо, не каждую поделку нужно выкладывать, чтобы проверять на прочность.

  • Max

    подкаст доказывающий бессмысленность и
    беспощадность инди в массе своей. приглашенные сами говорят что у них безысходность,
    они делают игры тупо что бы сделать, только потому что не хотят работать на
    дядю. На мой взгляд, все это очень показательно, вот она суть инди как
    субкультуры. при это забавно что позвали не крутых ребят с опытом, которые
    делают что то крутое, а тех кто завалил уже несколько проектов.

    безусловно есть неплохие и даже интересные игры
    сделанные инди, довольно много разработчиков и с другой мотивировкой. но к
    сожалению в массе своей это никому не нужные поделки.

    с новой системой рекомендаций в стиме (когда
    показывают 10 игр в день) вся
    эта муть поднялась наверх, раскрыв небывалое
    количеств никому не нужных игр. Интересно было бы посмотреть статистику топ 100
    неинтересных игрокам проектов, я думаю, весь топ будет состоять исключительно
    из инди.

    ну и количество комментариев то же показательно.

    • Возможно мне не удалось хорошо донести свою мысль. Про безысходность в принципе речи не идет, смысл был скорее в том, что сейчас вокруг инди есть какая-то странная аура куда манит всех подрят. Я хотел рассказать, что делать игры это не только код писать и арт рисовать, даже в случае инди.
      А делаем мы не «только потому что не хотят работать на дядю», мы делаем потому, что любим и можем. Не стоит так ограничивать себя)

      • Max

        да я не про ограничения, а скорее про огарчения )
        из подкаста не очень понятно зачем приглашенные гости занимаются разработкой игр. Станислав вон раскрылся в комментариях что ради бабла, честный ответ хотя у инди так не принято )
        вы потому что можете и любите, то же в принципе не плохо, хотя бы не разочаруетесь если бабла не будет 😉

    • Безысходность — это период такой. Когда уже нельзя останавливаться, но еще нет нужного результата. Стать финалистом в одном конкурсе, получить приз в другом, но при этом не получать с проекта денег. Делать без денег реально тяжело. Но бросить нельзя и дальше очень сложно.

      мм, интересно, а какие я проекты завалил?

      вот мои проекты:
      http://www.alawar.ru/game/sumotoha/
      http://unigine.com/products/heaven/
      http://oilrush-game.com/
      https://itunes.apple.com/ru/app/skazki-daduski-rimusa-bratec/id714825343?mt=8
      http://store.steampowered.com/app/287120/?snr=1_7_15__13

      Как бы это проекты на любителя. Не для всех. Но они все вышли, все работают. И даже наша первая игра — до сих пор качается и играется.

      Ну да, не ААА класс, не так круто как Ассасинс крид =), но что поделать, кому-то надо и такие игры делать.

      у кого бомбит? :)))

      • Поросёнок Пётр

        Ставлю oil rush и ionball.

        • Так, моя цель была пиарить текущий проект — Sumoman!
          С этих я ничего не получаю =)
          еще один минус работы на дядю.

          • Поросёнок Пётр

            Но текущий ещё не продаётся, а эти у меня уже куплены.

            Да и как же искусство? Тут же показ своих работ новой аудитории, новый «фидбек», новые земли, новая слава.

          • искусство искусством, а пиарить проект надо. Игра должна зарабатывать.

      • Max

        звучит это все как неуместное оправдание, уж извините. тяжело — не делайте. обидно да, но зачем терзать себя и загонять в такое состояния. а после еще и разочаровываться.

        • У каждого стартапа бывает такое состояние — и надо к этому готовиться (если решишься на это пойти) — когда сделано очень много, и кажется вот уже все — почти готово — ан нет, трудности только начинаются.

          Для меня было очень просто решиться начать свой проект. Было очень просто начать проект. Совсем не сложно сделать половину. Очень тяжело продвигать и рекламировать проект.

          Как рассказывал Дмитрий — в один прекрасный момент тебе надо заниматься вещами, которые ты не любишь и не умеешь. Для него это юридические проблемы. Для меня пиар. Мы просто поделились тем — что это очень сложно. И инди приходиться этим заниматься (ну просто нету специально-обученных для этого людей).

          Вот отсюда и ощущения безысходности — инди это тяжкий труд и большой груз ответственности — за проект, за команду. То что за тебя решают на работе начальники и менеджеры — инди решают сами. Но там-то, начальники — это бизнесмены (часто от природы). А мы нифига не бизнесмены — мы разрабы.

          Т.е. это основной посыл, который мы (ну я точно) пытались донести — инди — это не только джемы, фестивали и творчество — но и достаточно тяжелая работа в неудобной для тебя области.

          Как бы просто предупреждаем других, чтоле =)

          • Max

            жаль что в подкасте раскрыть эту мысль не получилось. она бесспорна полезная тем кто хочет заниматься разработкой. причем не только инди, а вообще, стоит знать что это труд. что большая часть работы это не весло придумывать круте фичи, а фигачить. добиваться результата, выкидывать его в корзину и делать заново.
            а для инди, как вы и написали, часто это еще делать то в чем и не разбираешься как например в вашем случае пиар. но это уже прелесть своего дела, когда ты ставишь цели и добиваешься, решаешь задачи про которые ничего не знал. бизнесмены за это и любят свое дело.

          • c6h10o5

            Как же не получилось, про это наверное полчаса раскрывали!

    • И про работу на дядю — там есть потолок. Потолок в должности, потолок в зп, социальный потолок. Мне как художнику «чуть выше среднего» не доработать до нормальных должностей и зарплат.

      Хочешь работать на дядю — вперед. Я не хочу — это бесперспективно (в моем случае).

      • Max

        а ну т.е. мотивация все же есть — заработать много бабла. это хотя бы понятно и честно. в подкасте только вы про это не говорили 😉
        принято же что инди это про искусство и творчество, бабло это зазорно )

        • блин нет, бабло нужно чтобы заниматься тем, что хочется. Да на это нужно бабло. Да, игры — это одно из искусств, которое совмещает большую долю творчества и возможность зарабатывать деньги. И мне реально нравится этим заниматься.

          Игры — как мне кажется (могу и ошибаться) — это пассивный источник дохода. Мне не нужен огромный доход — мне нужен постоянный пассивный доход. Чтобы заниматься творчеством — музыкой, живописью, играми. Т.е. мне нужно бабло — не чтобы зарабатывать еще больше бабла, а чтобы заниматься творчеством. И да, это творчество, теоретически, может принести еще больше бабла.

          мотивация есть:

          Работая на дядю — я получаю ЗП, которую хватает на месяц-два жизни (не зависит от уровня ЗП). Не работаешь — нет зп. Скрытое рабство, все такое. Ты тратишь всю свою жизнь на офис и чужие проекты — получаешь в лучшем случае квартиру-машину-дачу-отпуск-пенсию (это в моем случае — случае среднего художника). Кого-то это устраивает — меня нет.

          Второе: почему-то работать на дядю надо 5дней*8часов минимум. На практике -ты работаешь гораздо больше. Иначе твоя ЗП не достаточно большая. При этом не остается времени на семью, музыку, стихи, живопись, спорт, отдых (да, надо же еще и в дотку скатать). Кого-то это устраивает — меня нет.

          Да есть отдельно взятые люди, у которых все это получается при работе над чужими проектами. У меня нет.

          Итого — мне нужно делать свой проект, который, как мне кажется, позволит мне заниматься другими проектами и высвободит какое-то количество времени для других дел.

          В подкасте я много чего не сказал — извините, не оратор — этому, как ни странно, тоже надо учиться.

          • Max

            ну т.е. получается что сейчас вы делаете
            проект, не тот который хочется, не творчество, через силу и в состоянии
            безысходности, ради пассивного дохода и возможных
            будущих стихов, музыки и т.д.

            вполне понятная позиция. лично я считаю её проигрышной,
            шанс на коммерческий успех крайне мал (если только не найти инвестора и не
            потратить его деньги), творчеством, стихами и всякой самореализация нужно
            заниматься сейчас иначе есть шанс никогда этим не заняться. Не нравится текущая
            деятельность заняться другой при которой работа будет восприниматься в радость
            а не как бремя. Самореализовываться можно и при работе на дядю. Ну и игры это
            не пассивный доход и никогда им не был, что в случаи ретейла, и уж тем более в
            случаи «игры как сервис»

            как мне кажется, такой подход собственно и
            губит так называемое инди движение. Люди делают то что им самим не очень
            нравится ради будущих золотых гор и будущего проекта по душе, отсюда и куча
            одинаковых ничего не стоящих и никому не нужных 8битных платформеров, например.
            Есть еще другая крайность инди — самореализация в виде поделки, очень
            сомнительного качества, но это другая история.

          • Все очень сложно. Ты знаешь, я согласен почти со всем. Кроме первого абзаца и самореализации при работе на дядю (можно, но не в моем случае).

            То что мы делаем сейчас — явно не проект мой мечты, но он мне очень нравится. Какая-то золотая середина, то что нам под силу сделать и то, что нам доставляет удовольствие.

            Творчеством — да, я занимаюсь сейчас.

            Безысходность — в моем конкретном случае — это то, что я очень хочу заниматься Sumoman’ом, но в данный момент вынужден зарабатывать деньги фрилансом (работой на дядю). Очень тяжелый момент, когда у тебя игра прет (посмотри на стиме — там только положительные отзывы) и надо ее продолжать делать, а у тебя тупо кончились деньги. И ты художник, а не маркетолог и пиарщик.

            То что куча инди и не инди занимаются жалким клонированием успешных проектов из-за желания срубить «легкого бабла» — мне это точно также не нравится. Поделки я очень не люблю. Инди ты или не инди — игра должна быть качественной и интересной.

          • Andrii Vintsevych

            Многие инди говорят, что после того как они ушли в инди, работать пришлось еще больше чем на дядю. У вас не так?

          • И так и не так 🙂
            После того как я ушел с работы во фриланс — высвободилось много времени и стало больше доходов.

            Когда начали делать игру — времени стало меньше. Потому что надо было и фрилансить (зарабатывать) и делать игру.

            После того, как мы сможем получать доход с игры (а я на это очень надеюсь), думаю, что времени станет больше — так как не придется фрилансить. Ну это в том случае, если не превращать свою небольшую студию в большую компанию.

            Работая на себя, обычно, расходуешь время гораздо эффективнее — что фриланс, что свой проект (когда речь идет о тех вещах, которые ты умеешь делать). Поэтому работая по 4-6 часов я делаю больше чем в офисе за 8-10.

          • Сергей Тарасюк

            >>>мне нужно делать свой проект, который, как мне кажется, позволит мне
            заниматься другими проектами и высвободит какое-то количество времени
            для других дел.

            Свой проект поглощает ВСЕ время (не свободное, не то, которое вы готовы на него тратить, а абсолютно все время).

          • Конечно, на начальном этапе — да. А когда это еще и одновременно с работой, то вообще жесть 🙂

            Ну а кому легко? 🙂

            Просто есть надежда, что дальше будет проще.

  • Alexander Shipulin

    Я конкретно испугался гневного «ВЫ МНЕ МОЗГ ВЗРЫВАЕТЕ» Галёнкина примерно в середине подкаста. Взгляд с красной аватарки напрягает теперь еще больше.

    • Andrii Vintsevych

      Меня этот момент больше всего порадовал. Видно, что человек реально расширил кругозор и наконец-то увидел то, как реально выглядит судьба среднестатистического инди.

  • irka_sings

    Я не то, чтобы «срочно сделайте мне хорошо», ну так, в качестве обратной связи (хотя понимаю, что я вообще не ЦА). Очень поздно получается для неевропейских регионов РФ (нас много же таких), в четверг (следующий день рабочий) и прямой эфир. Или самая фишка, чтобы в прямой эфир толпы не ломились и не приходилось сильно модератить чат?

    • А когда было бы удобно? Мы отказались от пятницы и субботы, чтобы не портить выходные гостям и себе 🙂

      • irka_sings

        На пару часов пораньше было бы отлично, но на самом деле можно и в записи слушать, чего уж )

        • Мы не можем на пару часов, по нашему с Мишей времени это и так 20:30. Я по сути сразу с работы на подкаст 🙁

          • irka_sings

            Так понятно, конечно. Ну ничего, всё в порядке. Будем считать это моей бессмысленной эмоциональной флуктуацией.

        • Поросёнок Пётр

          А зачем обязательно вживую? Запись можно когда удобно слушать.

          • irka_sings

            Конечно, я и переслушиваю в записи. Просто нам жа предложили новый игровой опыт с прямым эфиром и я, как благодарный потребитель, весь новый игровой опыт хочу потребить ))

  • Dmitrij Bugajev

    Я тоже когда решил сделать собственный проект, вне команды, первым делом завёл себе бизнес-аккаунт в Paypal и сайт с кнопкой «пожертвовать денег». Два года прошло, а проект дальше кнопки так и не продвинулся.

  • Andrii Vintsevych

    Еще не дослушал, но пока что это претендет на один из лучших выпусков. Потому, что прегласили среднестатистических тру инди.

    Может хоть после этого подкаста перестанут удалять голоса, которые говорят, что прибыль за год составила 0$, считая это троллингом.

  • Евгений Шин

    Подкаст Олега Чумакова, в гостях Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин

  • Alex Marakesch

    Как общий вывод, древняя мантра, которую нам предки передавали. Думай перед тем как делать. И это не только про сиюминутное действие. Чем лучше подготовился, продумал, тем проще пройти путь.

  • Катя

    Большое спасибо за подкасты. Вас всегда интересно слушать. Пожалуйста, приглашайте больше художников!

  • CodeZyabra

    А о какой западной социальной сети для продвижения игры идет речь в подкасте?

  • Archmage

    «У русских есть такая тенденция…тяжелое наследие Советского союза…человек человеку не верит…»

    Еще бы на Украине избавились от тяжелого наследия майданутости и бездумной ненависти ко всему советскому, не дающей видеть реальные причины.

    Я конечно не берусь утверждать, что это единственный фактор, но как правило те, кто как и я играют еще с 90х со мной соглашаются.

    Сначала пиратские студии, из которых наверное только Фаргус переводил относительно круто, остальное машинный перевод и куча багов, но игры интересные. Потом пришла пора 1с и издателей поменьше, при этом если иностранные игры еще куда ни шло(хотя в переводах косяки так и остались), то русские игры это просто нечто рекламка обещает одно, получаешь совершенно другое и в омерзительном качестве, зато снабженным б-гмерзким старфорсом. (сразу вспоминается Ведьмак 2, играть в который после первого патча было возможно только скачав с торрента взломанную версию).

    Чтобы не быть голословным вспомним такие относительно громкие проекты как «Корсары 3» на диске была версия 0.9, пустая и с активным меню отладки. «Бла-бла-бла, ошибочка, сейчас запатчим и все будет окай» Запатчили, версия стала 1.0, меню отладки исчезло, игра как была пустыми локациями со стоящими болванчиками так и осталась. Допиливали до относительно вменяемого состояния сами ИГРОКИ. И таких примеров масса. Особенно неприятно когда корявые лапки мошен… СНГшных издателей дотягивались до стоящих проектов, например Majesty 2 и Эадор:ВМ. Все очарование оригинала куда то засовывали, наляпывали багов и выпускали сие в свет.

    Особенно этим примечателен Эадор:ВМ. Игра должна была по обещаниям стать 3Д переделкой Эадора с ускоренной компанией (да там она и правда затянута) и мультиплеером. То есть все, что надо было сделать перенести ГОТОВУЮ ОТШЛИФОВАННУЮ ИРУ в 3D и добавить мультиплеер. В очередной раз переименовавшиеся снежки, затянули переделку на полгода, по причине… неготового мультиплеера. И наконец сие чудо вышло… мультиплеера ТАК И НЕ СДЕЛАЛИ, зато умудрились засрать игру ошибками чуть меньше чем полностью. При этом на странице сообщества Steam они плакали какие они несчастные неопытные ИНДИ (каким местом они инди до сих пор понять не могу) нИасилили такой сложный проект. (на своем форуме по сложившейся уже традиции позволяли поминать разрабовых родственников матом — пишите, лошки, что хотите, только денег назад не требуйте) Дальше они месяца три пытались что-то там патчить и наконец забили. Спустя год обнаружился свежескачанный патч к Эадору. И что мы видим? разрабы снова шевелятся и что то там говорят про окончательное исправление багов. Не к добру? Естествено тут же обнаруживается свежий ДЛЦ — попытка срубить бабла на особо упор…. (дальше сами поставте, вариантов несколько) Бедолаги, купившие это даже обучалку пройти не могли — вылетало. Дальше уже не следил.

    Подытоживая имеем следующее: за некоторыми исключениями (а они были, но на фоне громадной массы шлака размывались) Пост советский игрострой представлял собой лохотрон — заплати за диск с фиг знает чем. При этом эти же мошенники брызжат слюной какие все плохие качают с торретов, лишая их честно заработанных на лохах миллионов зеленых бумажек.

    Потому и качаем, что по умолчанию за красивой рекламой скрыт заведомый шлак, сначала проверить нужно. Потому и отписываемся в полных «доброты и любви к родственникам» выражениях, что иначе не дождешься даже заплаток на баги вообще не дающих пройти игру. ВЫ приучили нас к этому, ваша лень и жадность, а не ненавистный Галенкину совок.

    И на этом фоне, например, западная Elemental: от стардоков, Патчей немерянно, всем кто ее купил на старте продаж — бесплатный ключик на следующую их игру. (И опять же пришлось качать с торрента английскую версию, так как 1с положила хер на переделку патчей под их старфорс, все получают обновления — русским фиг) И совершенно не тянет ругаться на их форумах, или соцсетях — они и по человечески вполне понимают, в отличие от хохлов которые на Кикстартере поддельные письма от президента России публикуют, да жалуются на якобы травлю от русских, лишь бы выциганить побольше бабла на новый сталкер (ну или как их твАрение называлось) Спасибо администрации КS быстро их заблочили.

    Ух много написал вряд-ли кто осилит, ну да и ладно.

  • Ivan Zagainoff

    Очень интересно послушать тем, кто мечтает сделать свою инди-игру, но пока слабо представляет себе индустрию и как в ней все работает. И нотка безнадеги тоже в кассу, потому что и уменьшит количество инди-шлака и поднимет качество тех игр, которые все же рискнут появиться на свет.

    P.S. Любопытно было замечание про отечественный нарратив, я и не думал об этой теме.

Scroll to top