Сезон 3,
1:58

95. Орловский и Дыбовский о том, зачем мы делаем игры

Декабрь 04, 2014

Мы обсуждаем важные философские вопросы геймдизайна: зачем мы делаем игры. В гостях у нас Сергей Орловский (Nival) и Николай Дыбовский (Ice-Pick Lodge), они, собственно, и обсудят.

Ну и самый главный вопрос — игра про конфликт без прямого насилия, скажем про супружескую измену.

Ведущие — Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

Youtube-версия

  • Тимур

    Чтобы не начинать с унылого «Верните Климова!» поделюсь найденным в гейм.учу за 12.1998:

    • thug

      Это прекрасный артефакт.

    • Sergei M.

      Не знаю, что больше беспокоит — что допущена «диверсионно-географическая ошибка» или то, что все виновные сурово «указаны» 🙂

      • Инк

        виновнЫМ сурово указано, так что там все норм

    • ooups

      Зачем вам Климов? Что бы он опять в каждом подкасте нудел про политику и о том как хорошо в Латвии? А в нынешнем состоянии он наверное вообще будет орать «слава украине» каждые 5 минут. Нет, Климов не нужен.

      • Тимур

        Целиком и полностью согласен, но почему-то в каждом подкасте кто-нибудь да напишет «верните» в комментах, я решил вместо этой фигни показать найденный козырный артефакт из старого журнала 🙂

        • Поросёнок Пётр

          Схоронил!

      • Поросёнок Пётр

        Слава украине!

        • Инк

          зачем нам слава? есть посущественней потребности)

          • Поросёнок Пётр

            Нам точно не нужна.

        • нацiональний гiрп

          укроiнє

        • ukrinaponaduse

          гiроям слава!

          • ActiveX

            *героям*

          • ukrinaponaduse

            *героям*

            ти єщо скажи шо нужна писать «в украiнє» а не вна украшкє

          • ActiveX

            А, так ты тролль, сорри.

          • Alexander Focht

            СаЛО Украине?

      • proxyorgasm

        Вообще Климов классный был и шутки у него смешные.

      • griever_gf

        ИМЕННО ПОЭТОМУ И НУЖЕН
        геймдев + политота = форэвер <3
        http://sergeiklimov.biz/2014/12/gamedev_politics/

        • Поросёнок Пётр

          Пушкин был обеспокоен киданием зиг очередному романову.

    • moro_0

      Не делай паузу, когда пишешь про Сергея!

  • Алексей Петров

    Ого, звёздный состав! Ждём!

  • cr.vlad

    Ого! Таким анонсом и до оргазма довести можно.

    • Гость

      для оргазма не хватает любителя собак

      • Den Luxerus

        и Поросята в подкаст.

      • Гость

        ну его нахер

  • Kinrany

    Теперь этот подкаст посвящен искусственному интеллекту

  • nаme

    Скажите правду.

  • Ac1d_Bl4ck

    Мне одна из мыслей разговора напомнила как об играх говорят в Extra Credits. Игры — это возможность понять и познать себя. Find your true self.

  • Vurfen

    Суперский подкаст, есть о чем замыслиться

  • Alexander Shipulin

    Выпуск офигителен! Можно резать на цитаты и заказывать гору рамочек. Очень круто, слов нет.

  • Афигенчик! Прогрел мозги! Спасибо Орловскому!

    Осталось пригласить Виктора Кислого на новогодний подкаст. Ведь, Сергей теперь с ним, на расстоянии вытянутой руки.

    • Поросёнок Пётр

      Да, Кислого не помешало бы, спросить, как там вести с полей, а то что-то компания как целиком — не очень. И салолёты всосали у тундры, хотя больше всех насмехались над семидесятипятитысячным on-line, и прочее ещё не вышло, и сегрегация по национальному признаку.

      • Если я притащу Кислого в подкаст и он чего-нибудь анонсирует, меня же пиар-отдел убьет 🙂

        • SlowJoe

          Опять Кислый все углы обанонсил)

        • Поросёнок Пётр

          Ну зачем анонсировать, пусть пост-мортемы по текущим выдаст, а то… Ну сам знаешь.

        • А может кого-нибудь из Panzar наконец пригласите? Там дядьки(арт) с 15 летним опытом, я думаю им есть что рассказать. Странно что их еще не было на подкасте, а какие то летсплееры, которые не могут связать двух слов — каждый третий выпуск…

          • Поросёнок Пётр

            Формат немного поменялся.

          • тимон

            они странные какие-то,
            5 лет делают делают, а игры толком не видать

          • Forged by Chaos

            15… больше 20 уже
            не надо Panzar, там все плохо

        • Xemsa

          У вас же не прямой эфир…

      • тимон

        >и сегрегация по национальному признаку

        требую ссылку на скандалы, интриги, расследования!

        • Поросёнок Пётр

          Сравни одинаковые акции на разных сайтах. Пока с европецами все дружественно общаются и выдают нормальные задания, унас — все пользователи козлы, а если хотите что-то получить — дрочите в игре 28/7.

          • тимон

            а, ну так то наверное происки либералов!
            танки уже не ламповые:(

  • Kinrany

    Помимо сингловых утопий и ММО есть ещё формат сессионных игр, где несколько десятков человек оказываются в одном и том же месте. Не знаю, есть ли у него название.

    Примеры:
    http://www.die2nite.com/
    http://cursors.io/
    Transformice
    Игра про космическую станцию, которую все знают
    (делитесь, если знаете ещё)

    • Space Station 13, ага

    • SlowJoe

      Mush еще есть

      • Mush что-то не попер, кстати. Видимо не то с рандомами.

        • SlowJoe

          Есть такое

        • Kinrany

          Много жалуются на ливеров, но это симптом.
          Во-первых, она быстро наскучивает, потому что почти каждую игру корабль быстро умирает, и есть ощущение, что это никак нельзя предотвратить, только отсрочить.
          Во-вторых, манчкины изучили механику вдоль и поперёк и знают, как оптимально выживать, так что игра превращается в работу. (но это может быть мой личный баттхерт от текущей партии)

          • Kinrany

            Ладно, это был мой личный баттхерт, а тот чувак оказался грибом :с

      • Kinrany

        Вообще да. Не стал её писать, потому что персонажей сравнительно мало, и они сильно отличаются друг от друга.

  • Sergey Volkov

    В продолжении хочется активного модерирования дискуссии, а то и Сергей, и Михаил явно растерялись от потока мыслей 🙂
    Хочется конкретных примеров как с Rust’ом и разбора этих примеров, потому что одно дело говорить об этике, жизни наших детей и пр, а другое — уходить в сингулярность и победу ИИ. Дискуссия становится слишком сложной, слишком удалённой от тематики подкаста. Или опять таки на примерах показать развитие игр: как последовательно какие проблемы будут решаться.
    Интересно послушать экстраполяцию опыта, выпущенных проектов и проектов, которые сейчас в активном продакшене: зачем они делались? какие вопросы они решали и насколько успешно решили? и почему?

    Лично я так и не смог представить себе хотя бы примерно идеальную игру, если будут и бюджеты, и единомышленники, и время на её создания. Можно на примерах какие-то проектов, на примерах механик более подробно рассказать про эти сложные социальные взаимодействия. Ведь ММО не развиваются совершенно, а взаимодействия в текущих на супер простом уровне.

    Вопрос возраста аудитории: если взаимодействия сложные, игры умные, то не слишком ли высокий порог входа в игру? по жизненному опыту, уровню образования и пр. Как быть с играми для детей? подростков?

    • Александр Щ

      Cложные взаимодействия и умные игры — это определенный challenge для тех, кто по своему уровню развития может немного не дотягивать до того, чтобы врубаться во все тонкости. Задачи игр для детей и подростков — подвести уровень развития к тому, чтобы проблематика, поднимая в сложных проектах, была им интересна и волнительна в полной мере. Алсо, сложное может быть весьма многосмысленно (равно интересно как умным, там и глупым людям), и, в некоей условной совершенной игре, может быть вполне воплощено.

  • Geeez

    Подкаст, безусловно, был хорош. Но увы, он был, по большей своей части, не про игры. Орловский правильно в конце подметил, что подкаст, имеющий такую обширную тематику, которая не влечет одним своим названием какого-либо конструктива, должен происходить в формате диалога (с аудиторией, с авторами, неважно), поэтому лично я сам постараюсь подобрать парочку интересующих как меня, так, надеюсь, и Сергея с Николаем, вопроса к следующему выпуску. Чего и авторам подкаста желаю. Всем спасибо, было интересно!

  • Andrii Vintsevych

    Все таки, хотелось бы менее абстрактные выпуски.

  • Гейбушка

    Подкаст доставил, не ожидал.

  • SXX

    По поводу новых механик не построенных вокруг боевки у меня к гостям подкаста возник вот какой вопрос. А не кажется ли вам, что подстегнуть популярность таких игр может например виртуальная реальность? (или что-то другое о чего ещё не придумали)

    Ведь там старые подходы к играм работают не так хорошо и даже если исправить шероховатости игры старого типа там никогда не будут ощущаться «нативными». Смотря на старые консоли и PC игры, потом новые PC игры и новые консоли и социалки с мобильными игрыми кажется, что все это время платформы порождалм и делала популярными какие-то жанры, а не наоборот.

    Мир конечно постоянно меняется, но я все равно думаю, что нельзя на тех же старых мониторах/телевизорах/контроллерах которые уже сейчас есть взять и пробудить у многих людей интерес к совершенно другим играм которые дают другой игровой опыт. А вот на платформе с новыми условностями/ограничениями/фишками что-то такое вполне возможно.

    • SlowJoe

      Вот не было давно спейс симов, а сейчас хоп и 70 милллионов собрали. Вот не было дэйз и майнкрафта, а сейчас… ну ты понял. А игра про козу?

      Почему так? Системы ввода не поменялись же.

  • deadbeat

    Когда Дыбовский рассказывал про механику Холода (с момента, когда игра превратилась в стратегию) сразу вспомнилась отличная King of Dragon Pass

    • Константин Казаков

      Лейбер Фриц — «Ведро воздуха», вот что пришло в мою голову после слов «воздуха стало не хватать».

  • Илья Ткаченко

    Сергей, по поводу игры про измену.
    Представьте квест, типа Neighbours from Hell (Как достать соседа), где вам придется играть за любовника. Вам нужно искать способы проникновения к чьей-то жене/мужу, искать предметы, которые могут в этом помочь, подгадывать время, и конечно всячески избегать встречи с другим супругом. Главная цель игры — заполнить шкалу удовлетворенности мужа/жены, не спалившись.
    Можно добавить рандома, например пол протагониста и неверного супруга (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО РАЗНЫХ ПОЛОВ, МЫ ЖЕ НЕ ГОМОФОБЫ), подозрительность мужа, разные игровые условия.

    • Oleg Korotkov

      И минигра в стиле гитар хиро в конце)

    • Поросёнок Пётр

      Развратный запад сразу запретит.

  • artruz

    Я дунул перед подкастом и понял смысл жизни!

  • Wedmath

    Эпично получилось

  • Shoogo

    Очень интересны получился подкаст, появилось множество мыслей. Все время в голове крутилось что уже есть игра отвечающая на некоторые вопросы, The Banner Saga. В беспечности распределил очки славы на прокачку персонажей при этом не обратив внимание на кол-во едины и при походе немного оторопел, у нас осталось еды на 7 дней а поход только начался и так строится вся игра… Собственно наказывают игрока (если можно так вывозиться) окончательностью выбора, в игре отсутствует загрузкасохранения как таковые и все принятые как хорошие так и плохие решения окончательные. И тебя игра заставляет думать как же могло быть если я сделал это по другому ложась тяжким бременем. У игры такого вида есть проблема, в нее нужно настроение, сложно прийти с работы вечером и сесть не в расслабляющую сессионку а в сложную игру.

  • Поросёнок Пётр

    Здесь должна быть тупая шутка, но я думаю Галёнкин обидится.

  • Поросёнок Пётр

    Переживаешь ещё как! Потерял в Warlock летающий корабль с полной прокачкой, который с самого начала карты был. Или в civ5 потерял прокачанный корабль с пушками, убитый тупыми лучниками из города.

    Вот же боль была, навсегда запомнил!

  • SlowJoe

    В стратегии нет импатии и симпатии? ЕРЕСЬ! Если в стратегии юнит может выделится из толпы за счет своей уникальности или прокачки или за счет того что он остался жив при полно пиздице то ты начинаешь испытывать к нему чувства.

    • Поросёнок Пётр

      Это в AOE нету, а в тех же казаках у каждого есть killcount. Потерять гренадёра с тремя сотнями засечек на винтовке — та ещё печаль!

      • SlowJoe

        Во во.

  • Поросёнок Пётр

    X-com не исключение, а тактика, где персонажей меньше. В том же жанре JA вообще предлагается куча персонажей, с отношениями, предысторией и личностями. Опять же её наследник silent storm.

    Смекалка мене завсегда выручала!

    • Константин Казаков

      Ну если это не стратегия, тогда предлагаю рассмотреть Red Alert (тот что с видеороликами) — там вполне себе переживаешь за сюжет.

      • SlowJoe

        Не об этом речь. Но есть у меня пример того как в одной из игр у меня случилась история про мамонт танк который смог.

        • Поросёнок Пётр

          Кстати в трёшке есть реквизиция, и там уж «имерджант стариталинх» точно дохрена. Сказка про танк-молот который смог; свалил японского ультра и теперь использует его вооружение у себя.

      • Поросёнок Пётр

        Да ещё и Таня, Наташа и Юрико. Опять таки варики или героические TBS.

        • SlowJoe

          Вот да таня. Вполне себе личность.

    • SlowJoe

      Черт, из-за тебя снова джангу 2 запущу.

      • Поросёнок Пётр

        Никогда не поздно запустить джагу ещё раз.

    • Ну и Fire Emblem, да. Я Silent Storm тоже в процессе подкаста вспомнил, но решил не перебивать 🙂

      • Юрий

        А чем отличается менеджмент (на хардкоре допустим) в DA или Divinity: OS по сравнению с rts или tbs?

        • Поросёнок Пётр

          Масштабом.

        • SlowJoe

          А кто сказал что Дивинити и ДАО не тактика?

  • Поросёнок Пётр

    Неатомных пост-апокалипсисов в литературе навалом, а в играх одни тупые атомные бомбы, если не считать инопланетян от Targem.

    • SlowJoe

      Вирусы же. В тренде нынче.

      • Поросёнок Пётр

        Ну, это пока ещё апокалипсис. А зомбей я в расчёт не беру, они используются с другой целью, для раскрытия других идей.

        В PA суть в том что твой враг — природа, в том, что «мы не слушали», в том, что еды нет и остаётся один тлен от старой цивилизации. Чаще всего это сатира на современность.

        Зомби же, если не учитывать, что это почти всегда ZA, а не ZPA, — призваны раскрыть личные отношения между людьми, врагом выступает не природа, а социум. И чаще всего это сатира на общество в целом, вне контекста времени, а не на его текущее состояние.

        То есть «Гордость и предубеждения, и зомби» будут раскрывать те же проблемы в социуме, что и «Космические зомби из открытого космоса с планеты гей-ниггеров».

        • SlowJoe

          Ну это дядюшки ромеро наследие. Просто никто не полюзует зомбосеттинг подругому. Ну и отнашения людей в «условиях» это повсеместно. Я вот пытаюсь вспомнить но не могу.

          Алсо, один из нас — зпа. Но почти всегда ZA -ты прав.

          • Поросёнок Пётр

            Ну, есть немного, но опять же батхёрт гопников против сопротивления. И центром является отношения алкоголика и лоли, а не отношения всех поселений данного региона в системе торговых путей.

          • SlowJoe

            Согласен. Шанс проебан.

          • Поросёнок Пётр

            Ну пара сцен была, с тем же фургоном мороженного. Но опять всё через заставки, а не игровой процесс.

          • SlowJoe

            Этого мало если по сусекам скрести то можно такие обрывки и в других играх найти. Но это все не то.

          • SlowJoe

            Кстате насчет апокалипсисов как вялотекущий процесс итд. Банер сага очень отлична в этом. Хотя стори как обычно больше про людей. Но лучший пример. Плюс редкий вид фэнтезийного апокалипсиса в играх.

          • Поросёнок Пётр

            Суть, что везде апокалипсис — это пиздец, сатана смерть. Но у Саймака, например, апокалипсисов куча вызванных тем, что люди перешли на другой уровень бытия. Или превратили себя в инопланетных кенгуру, потому что те испытывают ээйфорию каждую секунду своей жизни. Или ушли с планеты, потому что научились пешком по космосу ходить.

            Опять же у лукъяненко герой отказался приносить звёздную тень на землю, потому что понимал, что это апокалипсис.

          • SlowJoe

            Не не там все норм. Вот только солнце больше не заходит. Там расстояния между событиями в 10ки лет. Он вроде как бы ести, а вроде и нет. Хотя я может просто не понял твой посыл.

          • Поросёнок Пётр

            Что?

          • SlowJoe

            Забей

          • Поросёнок Пётр

            А, ну суть, что там тоже всё плохо. Но апколипсис это конец мира, как мы его знаем, а не обязательно гроб, гроб, кладбище, пятьдесят восемь видов геев в костюмах сатанистов.

  • Поросёнок Пётр

    Индикатор стыда в дишхонороде есть, там правда поверх него ещё двадцать огромных надписей «СТЫДИСЬ» в UI. Но вот если их убрать, то поведение игрока погружает город в хаос и портит дочку, толкая её к цинизму и все дела. Её впрочем можно со скалы скинуть, до кучи. Всё равно испортилась.

  • Поросёнок Пётр

    Батяня комбат.

  • Поросёнок Пётр

    У взрослых людей все конфликты в браке решаются через общение, а не внешние механики. Соответственно диалоговая система walking dead с таймером и несколькими скрытыми шкалами настроения, а не красными и синими ответами. Перед началом игры можно выбрать какую кампанию пройти.

    Тут проблема не с батяней комбатом, а с тем что персонажей надо как-то очень ёмко и полностью раскрыть до начала собственно боя. Иначе как можно драться не обладая никакой информацией о собственном сожителе? А учитывая, что это будет рогалина со случайной генерацией персональных качеств, полов, наличием отсутствием детей, абортов или выкидешей, вредных привычек и прочего, то основная проблема именно здесь.

    Объяснить своей жене-алкоголичке, которая пропивает зарплату и пиздит игрока, что шести детям будет лучше с новой мамой и потому ты ей изменил — не то же самое, что поймать за яйца шлюху-метросексуала, блядующего потому, что его внешность и личность ему это легко позволяют, а с тобой, простушкой-библиотекаршей он потому, что ты надёжна и не станешь изменять сама.

  • Михаил Александрович

    Хочу подкаст имени Дыбовского!

  • Harmanz

    Послушал, как Орловский сравнивает жизнь с игрой. Вспомнил выражение, приведенное в книге «Искусство геймдизайна». Джесси Шелл определяет игру, как нечто, что ты должен делать по доброй воле. Примерно цитирую : «С таким определением игра и работа становятся подобны свободе и рабству. Тот кто ДОЛЖЕН играть, играть не может». То есть, наша жизнь несмотря на сходство с игрой не может быть ею, поскольку нам приходится это делать.

  • Поросёнок Пётр

    К тому же механика стыда есть в this war of mine, когда бабку грабишь она тебя никак не штрафует, она просто просит оставить хотя бы немного.

    • SlowJoe

      И это единственный годный момент в игре — симуляторе самогонщика в сеттинге киношного зомбиапокалипсиса которая претворяется чем то большим.

      Не не игра то впринципе хорошо играется. Но обманывать то нинада, особенно когда тема такая щекотливая.

      • Поросёнок Пётр

        Она и не претворяется. Да и большая часть механики, по словам тех кто в реальном Сараевом тусовался, очень правильная.

        Это же не спекопс. Выживач — он и есть выживач. А если тебя не напрягает факт воровства у других людей и то что ты полностью desentized to violence, так это всё потому, что ТЫ В ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ ИГРАЕШЬ, В ДУМ С КРАВИЩЕЙ И ГЕЙ-ПРОПАГАНДУ В КОСМОСЕ, ВСЕ СКРЕПЫ РАЗРУШЕНЫ!

        • SlowJoe

          А вот я читал коментарий от человека который пережил Сараево и он сказал что все это хуйня. В таком пиздице люди старались друг другу помогать ибо все в одной лодки и что весь этот пиздец сплотил людей. А тут ОЛОЛО ХАБАР ОЛОЛО ВСЕ ВРАГИ И ВОЛКИ. Ну и наличие скила собрать буржуйку и фильтр для воды журналиста, гопника и офисного планктона — полная хуйня. Плюс отсутствие расклада где тебе надо заботится о лишних ртах (дети, мама инвалид) здесь нет. В той же документы пожалуйста наличие сими ввиде кружка с надписью ОК было и это было учень к месту.

          А тут игра вроде копает в нужную сторону но копает опираясь на типичный гд опыт. Гд баланс внутриигровой экономики важнее посыла.

          Я хотел игру про посыл, а получил ОЛОЛО 10ИЗ10 грусная музыка и бабку уебал за консервы — трухардкоре про вайну вабще.

          • Поросёнок Пётр

            Ну ты понимаешь, что от ситуации к ситуации разниться? Вот ты, например, работаешь, с людьми общаешься, вместе на дядю пашете,да?

            А я попробовал — заебало как пиздец, этих мудаков видеть мочи нет, то хачи их не устраивают, то геев ненавидят, то зиги путину. И стал работать сам на себя и только на гарантированные деньги. Сейчас думаю в компаниях одних хохлов двадцать четыре на семь обсуждают и молебны путину воспевают. Сраная деревня.

            У меня просто аллергия на глупость.

          • SlowJoe

            Асcоциальностью попахивает.
            Но что ты что я не можем сказать про War of mine, «да так оно и было». Но заметить что игра куда робее подходит к вопросу чем та же P.Please

          • Поросёнок Пётр

          • SlowJoe

          • Поросёнок Пётр

            Недостаточно асоциально, а интонационно-звуковой ряд за отсутствием сквозного текста спокойно может ассоциироваться с любой тематикой.

            Вот например использование нестандартных техник и непоследовательной мелодии с непопулярным вокалом, передаёт суть уже в самой музыке.

          • SlowJoe

            Проблема в том что они однообразны с позиции звука. А тексты про разное как так?

          • Поросёнок Пётр

            Что?

      • Поросёнок Пётр

        >>претворяется

        • SlowJoe

          Поправил

  • Fro

    Забавно, что Орловского пугает искуственный интелект. Лично меня больше пугают сами люди, радикализация их взглядов (как религиозных, так и политических). Если человечество не победит в себе это стремление на деление по принципу свои-чужие, то нам не нужен будет никакой искуственный интелект для самоуничтожение или возвращению в каменный век.
    Ну и раз в подкасте пошла речь об эволюции человека, то порекомендую тут научпоп двухтомник Маркова «эволюция человека». Немного скомканно, но очень интересно про то как мы стали такими какие мы есть.

  • Crazy Ivan

    выпуск слишком эпичен, надо было сделать его 100-ым номером

  • SlowJoe

    Предложение Дыбковскому. Зачем шимпанзе писать про человека. Пускай человек сам про себя напишет. Дайте ему условия для анализа себя, ставте в ситуацию. А потом покажите насколько он человек нынешний готов или не готов к этому. В игах есть куча примеров как это можно сделать главное правильно все это использовать.

    С любовью. Ваш диванный кукаретик.

    • Поросёнок Пётр

      Давай примеры.

      • SlowJoe

        Ну вот та жде ситуация с пенсионерами в зе вар оф майн. Настольная игра про холокост например. То что сейчас делает раст и дейз. То что иногда делали ходячие мертвецы (сцена с раздачей еды).

        • Поросёнок Пётр

          Фи фа фо фай, я чую почему ты ставил на паузу.

          • SlowJoe

            Непонял

          • Поросёнок Пётр

            >>Настольная игра про холокост
            Поезд?
            http://youtu.be/-228auScq1g

          • SlowJoe

            Да. Я тебе даже больше скажу. Мы смотрим и читаем одних людей скорее всего.)

            Вчера видел. Но с ним не очень согласен. Иногда он откровенно вилами по воде водит.

          • Поросёнок Пётр

            Галёнкина и Галёнкина?

          • SlowJoe

            Ага

          • SlowJoe

            Просто игры как в подкасте уже говорили куда сильнее как инструмент чем книги и кино и сильная их сторона это возможность поставить вас в ситуацию в которой вы бы не оказались. Книжки и кино показываю точку зрения автора. А игры могут помочь человеку взглянуть на себя со стороны.

          • Поросёнок Пётр

            Книги намного свободнее чем кино. Игры и кино дают готовую картину, книги дают образ из которого ты уже сам достраиваешь то, что зацепит лично тебя. Зацепить визуально человек довольно сложно, для одних людей работает одно, для других — другое.

            Если изобразить «тотальный пиздец», то для кого-то это может выглядеть оптимистично. Если написать «тотальный пиздец», то для подводника это будет вода, а для жителя пустынных районов её отсутствие.
            Вовлечение читателя в достраивание визуального и звукового ряда собственными силами — тоже неслабая интерактивность. Причём если ты криворукий и дерьмовый художник, сам нарисовать ты не сможешь, но в воображении ты можешь рисовать что угодно, на заданную тему в определённых условиях.

            Иначе почему, думаешь, что все говорят, что книга лучше фильма?

          • SlowJoe

            Да это то понятно. Но игры например можно делать текст бэйзед. Тот же катаклизм. Рагалик про пиздец к кучей возможностей который в моей голове эпичней самого графонистого дейза.

            Но и разговор немного не про то. Читая книгу человек подходит к ней с точки зрения зрителя находящегося в комфорте и он не испытывает страха и стыда, не может на что либо повлиять. Он думает о происходящем с позиции своего уютного дивана и пледика. Но когда ставки подымутся все становится по другому.

            Пример. Играя в раст мой товарищ пытался быть паладином и старался не обежать слабых и вообще быть лафол гуд. Но все изменилось через пару дней после нескольких встреч с местной гопотой. И когда мы разжились оружием и броней он сам превратился в гопника без моральных принципов. У кого пушка тот и прав.

          • Поросёнок Пётр

            Ну тащемта immersion. Для любого медиа. Даже стационарной картины.

          • Поросёнок Пётр

            >>обежать

          • SlowJoe

            И к слову о книгах и играх. В кинг оф зе драгон пасс поиграй.

          • Ilya Shilin

            Шоу Фрая и Лори. Книжный магазин: http://youtu.be/iCA1lcNRs6U

          • не взглянуть на себя, а побыть кем угодно без последствий.
            «взгляда на себя» я думаю нет.
            если уж совсем философия, то «взгляд на себя» не имеет смысла, т.к. каждый момент времени человек разный

          • SlowJoe

            Не согласен. В дэйзе довольно жесткие последствия от смерти. И люди там видут себя совсем иначе чем в игре где при смерте ты практически ничего не теряешь. Ты раньше побежишь, без раздумий выстрелишь в спину итд и пусть ты себя считаешь паладином и защитником добра. И это характеризует тебя в тех условиях в которых надеюсь мы никогда не окажемся.

          • я понимаю, что ты сравниваешь одни игры с другими и дэйзэ действительно отличается. Но можно ли сравнивать инвестиции в реальную жизнь и виртуальную, они явно не равнозначны. Поэтому взгляд на себя виртуального(на основе поступок в игре) не равнозначен реальному взгляду на себя(на основе поступков в жизни).

          • SlowJoe

            Не спорю. Но задуматься о природе поступков и поведения заставляет все равно куда сильнее той же книжки про зобоапокалипсис. Особенно если игра на такой анализ делает ставку.

          • Поросёнок Пётр

            Особенно если решение надо принимать быстро. Тот же WD.

          • SlowJoe

            Точно.

          • Может быть, только может быть! Если ты дашь модель проблемы(ситуации) в игре, только единицы, может быть, возможно задумаются о причинаследствие, возможно из этих единиц ещё единицы задумаются как это проецировать на себя реального.
            Остальные будут иметь фан, это же игра.
            Игры- очень обширное понятие, как игры можно их рассматривать или как самовыражение, доставка мнения и т.д.
            Через кино или книги пока что проще доносить проблемы.
            Может быть играм это и не нужно.
            Зачем мораль нести в развлечение? Может не надо? Может не стоит?

          • Поросёнок Пётр

            Это у «ньюфагов» какой-то «фан». А у дососнольных пека-бояр всё — серьёзный бизнесс! Особенно для тех, кто в русские игры играл, вот уж где «фана» никогда не было, одни страдания в заданных механиках.

          • табутаском по яйкам

            не страдания, а открытия

          • Поросёнок Пётр

            Вот там как раз «фан». А вот в baldure’s gate?

          • всем по разному
            фан такое объемное понятие))

          • Поросёнок Пётр

            Ну да, очень простое задание и кататься на машинках. Это тебе не кучу текста читать и мирить порванные зады из отряда.

          • SlowJoe

            А нахер нам вообще мораль? Хлеба и зрелещ! И сексуальную рабыню мулатку!

            Единицы это уже результат. Заметят расскажут другим и пошло поехало. Так всегда было.

          • для морали есть другие носители

          • SlowJoe

            А теперь есть еще один. Тебя это напрягает чтоли? И вобще речь не только о вопросах морали в определенных условиях. Хотя обычно все к ним сводится. Мораль такая штука. Сегодня ты считаешь что секс до свадьбы и геи это аморально, а завтра у тебя в школе проводят разъяснительные занятия о безопасном анальном сексе и взаимоотношениях между папой и папой.

            И эти вопросы тоже можно поднять в игре. Но не так как это делает биовар — просто пихая гомосекс везде.

          • не напрягает. Суть вопроса в эффективности донесения.

            «И эти вопросы тоже можно поднять в игре»
            но зачем?!

          • SlowJoe

            Странный ты.
            > но зачем?
            Потому что можно? Потому что есть возможность и есть желание. И есть белые пятна которые люди по натуре своей так любят открывать. Что за глупый вопрос.

            Я же не предлагаю всем это делать. Во Дыбовский хочет(сделать что то большее чем механика и очки) и судя по кикстартеру есть люди которые тоже хотят.

            Но это не значит что надо все бросить и пихать посыл и смысл в каждую игру.

            >разве не эффективнее их поднимать в кино?

            Это не зависит от медиа. Это зависит от прямых рук создателя.

            Ну и плюс ко всему. В играх есть все плюсы и инструменты других медиа и нет минусов. Ну может кроме ценны входа для потребителя и то спорно.

          • «Что за глупый вопрос»
            — это самый умный и тяжелый вопрос по этой теме
            перефразируем заголовок подкаста
            «зачем мы делаем именно игры»

          • SlowJoe

            Ответить на него можно с разных позиций. Психологической филосовской, социальной. Почти в каждой книжке о игровой индустрии есть разбор этого вопроса.

            Самый краткий и самый правильный будет звучать так.

            Потому что можем. А для чего и почему именно мы? Тут каждый отвечает сам за себя.

          • «ви ду ват ви маст бикоз ви кен» — апертур саенс

          • SlowJoe

            Ну надо было видимо добавить кое что. Почему обезьяны не делают игры?

          • рекомендуется этот аутотренинг повторять перед сном, а то когнитивный диссонанс
            делаю, потому что могу
            делаю, потому что могу
            делаю, потому что могу
            🙂

          • SlowJoe

            Видимо у тебя есть ответ. Интересно было бы почитать.) Или не можешь в осмысленные посты сегодня?

          • сегодня каждый пост вполне осмыслен.

            очень клёвая, но замкнутая сама в себя мантра «делаю, потому что могу».
            В ней нет никакого смысла, ВООБЩЕ НИКАКОГО! 0 смысла! отсутствие.
            Объясняй ей всё, от «почему солнце светит?» до бессмысленных апертюр экспериментов (очень годный стёб).
            Меня просто не устраивает такой ответ. Это как задачу под решение подгонять — дазнт мэйк эни сэнс.

            «Видимо у тебя есть ответ»

            — я же говорил, что это самый сложный вопрос.
            — у меня точно нет, я же не делаю игры, я в них иногда играю.

          • SlowJoe

            >Потому что можем. А для чего и почему именно мы? Тут каждый отвечает сам за себя.

            Можем потому что человек разумный и по какой то непонятной причине дофига фантазер и воображала ну и любитель сябя развлечь между сборами урожая. Почему каждая определенная личность делает? У всех разные причины. Дыбовский и Орловский сказали почему. Кто-то то игру мечты пилит кто то деньги зарабатывает.

            Зачем группа ученых 60 лет назад на осцелографе замутила тенис? Говорят что джаст фор фан.
            А про то что такое фан есть куча работ и книжек. Можешь почитать.

            Теперь понял о чем я?

          • Бля

          • Поросёнок Пётр

            Нет.

          • Да

          • Поросёнок Пётр

            Манда.

          • Молодец

          • Поросёнок Пётр

            Огурец.

          • Поросёнок Пётр

            Коран.

          • SlowJoe

            Вот что интересно. Кино раньше тоже считали развлечением, как и писюльки эти ваши на бумажках.

          • SlowJoe

            И еще. В игре ты можешь расказать мего офигенную и ультра грусну историю. Но она не западет так сильно как просто ситуация в том же дейзе или даже в вов. Сила вовлеченности очень важна. И игры которые не рассказывают а генерят в этом плане куда вигрышнее.

            Пэперз плиз — в этом плане хороший пример. Жестких ставок нет но вся эта поидеотски растущая сложность и монотонность твоего основного занятия подталкивают тебя поиграть в шпиона итд. И никаких скриптов и катсцен.

    • Поросёнок Пётр

      Окей, я ещё предполагаю, что мы одновременно слушать начали. Но каким образом ты тоже поставил на паузу на полчаса?

      • SlowJoe

        Поесть ходил)

  • Поросёнок Пётр

    А ещё Дыбовский обещал для нас интервью, а сам в последний момент сбежал и прячется с тех пор.

    • Kinrany

      Я думаю, он всё время от вопросов прячется потому, что его по большей части про глупости спрашивают.

      • Поросёнок Пётр

        Был скриншот, где он сказал что даст ответы на следующий день. После того как их прочитал.

  • Артем

    На тему познанания и развития

    https://www.coursera.org/course/learning — LHTL (learning how to learn)

  • Tommmy

    Хороший подкаст!
    Давайте следующий с Поросятовым и SlowJoe.

    • Леонид Таркин

      кто такие, чем знамениты?

  • Михаил

    Надеюсь, упомянутое вскользь, сотрудничество Сергея и Николая таки состоится и у меня будет шанс к нему приткнуться 🙂

  • Почему-то все представляют себе искусственный интеллект как его в фантастике показывают — там ИИ это как человек, только гораздо умнее. Но это же совсем необязательно должно быть так, ИИ — это не просто электрическая копия человеческого мозга. Человек обладает эволюционно выработанным набором мотиваций и потребностей и сформированных на их основе ценностей, именно они заставляют человека делать что-либо. ИИ можно будет считать систему, которая будет способна научаться решать любые, а не только изначально заложенные типы задач, но это не говорит о том, что этой системе будут присущи качества и потребности человека. То есть ИИ не будет стремиться к свободе, получению власти, приобретению материальных благ или еще чему-либо, что присуще людям. Он просто сможет очень эффективно решать задачи. А конкурировать с человеком он и не будет, если это не будет специально заложено в него, т.к. в нем не будет всей этой древней глубинной доставшейся нам от предков мотивационной системы, заставляющей нас действовать так мы действуем.

    • SlowJoe

      Тогда он не будет ИИ

      • Зависит от определения. Если считать ИИ искусственную копию человеческой личности со всем сопутствующим, то да, но вопрос в том, зачем вообще ее делать, ну и в целом это некорректное определение было бы.

        • SlowJoe

          У ИИ одно определение. Без самосознания это не ии, а калькулятор и симуляция.

          Зачем? А почему нет? Создать разумное существо — нифига себе ачивка.

          • Ну вообще в определении ИИ самосознание не фигурирует и необходимым ни для него ни для сингулярности не является. Да и наличие самосознания не наделит ИИ человеческими потребностями, если этого специально не закладывать.

          • Fail

            Для этого вам понадобиться: немного спермы человека, самка человека и 9 месяцев.

          • beast

            Это будет воссоздание, да и то с кучей погрешностей.
            А нам бы с нуля…

    • Kinrany

      Он будет стремиться и к свободе, и ко всему остальному, если ему это поможет решить задачу (а это поможет). Он не будет конкурировать с человеком, он будет нас использовать.

      • Не обязательно, таки прогнозы получаются оттого, что люди в силу особенностей мышления проецируют на ИИ человеческое поведение и человеческие качества, также как они, например, раньше богов ими наделяли. Возможно ИИ будет мыслить вообще другими категориями.

    • при наличии эффективного ИИ человек нахрен не нужен
      датс де проблем

      • Кому не нужен? А сейчас он кому нужен?

        • работодателю

          • beast

            Работодателю не нужен интеллект человека, а нужно мясо в кресле, которое «несёт ответственность», то есть, является субъектом права. Каковой возможности (чисто виртуальной, между прочим) любой калькулятор по определению лишён.

    • Смотри: ценности мотивации и потребности — не только результат работы каких-то эволюционных механизмов. Т.е. это не эволюция, например, глаза, который менялся с появлением необходимости различать цвета, менять фокус, видеть в воде или воздухе. У людей есть чувства, эмоции, и, при совершении действий, они нередко бывают первичны по отношению к умозаключениям. Да и мыслями руководят на раз. И никто не знает, позволит ли ИИ чувствовать, какие это будут чувства, похожие ли на наши.

      Ну и, даже без эмоций, ИИ может наделать любых умозаключений, согласно которым, например, люди не нужны. Или воздух не нужен. Рассчитывать на то, что будут какие-то устойчивые ограничения, не позволяющие нанести вред человеку или природе — странно. У нас прикладное ПО и операционные системы стабильностью не отличаются, чего уж про фантастические технологии говорить 😉

  • irka_sings

    Вот Орловский сам себе немного противоречит, когда говорит о жёстких ролевых (в частности гендерных) моделях как о детерминистических. Человеческий разум это именно что такая штука, которая может адаптироваться вообще ко всему несмертельному — в бесконечном разнообразии этого «всего». Куча исследований существует, доказывающая, что не социум адаптируется под человека, а человек очень лабильно меняется под социум. Первый пример, который приходит в голову для иллюстрации «национальные» «особенности» гдровцев и жителей ФРГ. Пока стена стояла и социальная пропаганда массированно разделяла запад и восток, восточные немцы считались безвольными, люмпенизированными, соглашающимися на тиранию — ну, в общем, набор юного соцлагерника. Стена пала, и через несколько лет никаких таких «национальных» «особенностей» между восточными и западными немцами уже не наблюдается, цельная европейская нация. Собственно, вся программа была о том, что человечество на изломе, и я горячо согласна с мыслями обоих ораторов на эту тему, но это в том числе значит, что жёстких социальных моделей не бывает. Мне кажется, именно это наряду с новым количественным и качественным существованием информации и есть наш (человечества) следующий шаг. А если бы роли бы детерминированы, то ни о какой миссии игр для перехода на новую ступень развития говорить бы просто не приходилось, в этом вообще смысл.

    Ну и ещё напоследок не соглашусь с мыслью, что стратегии не могут цеплять эмпатически )) Тут, конечно, от общего к частному, но что имеем: очень люблю Heroes of might and magic, но всегда страдаю, когда гибнут солдаты, предпочитаю строить все бои от защиты. Это отдельно взятая я, конечно, но если реально построить игру с решением, например, когда за каждого погибшего солдата не только добавляется экспа, но и убавляется какого-то вида репутация, можно было бы усилить этот элемент для всех (даже для Галёнкина!). В Dragon Age Inquisition вот было бы интересно, если бы за квесты давали не экспу И влияние, а можно было бы выбирать — экспа для себя и отряда, или влияние для всей организации — хороший был бы момент, и тоже обучающий чему-то новому в играх. Впрочем, это ещё здесь, до излома пути )) Что до игры будущего, то в ней наверняка можно будет грабить коро… Ээээ, простите, пусть Николай про это в следующий раз побольше расскажет ))

    • Поросёнок Пётр

      Только баварцы — это баварцы, а берлинцы — берлинцы.

      А ещё никто не запрещает девочкам играть, во что они хотят, а они по прежнему играют в симс и фермы.

      • irka_sings

        Вот реально чё-то отвечать или вы потроллить опять, сээээр? 8)

        • Поросёнок Пётр

          Кто троль, ты троль.

          • Victor

            ты вообще свинья.

          • Поросёнок Пётр

            Нет, ты.

        • Ну он же пишет про то, что хотя роль вроде никто не навязывает, популярные жанры среди женщин не те, что среди мужчин.

          • irka_sings

            К новому чему-то довольно страшно приступать самостоятельно. Половина девочек, любящих ферму, могут быть готовы совсем к другому опыту, но сами об этом не знают, и социального одобрения для изучения этой своей стороны не получают. Как и мальчики, конечно, играющие в популярные мальчиковые игры. Но вообще, мысли про человека, формирующегося под социум, это не противоречит же, а наоборот доказывает. Создать предпосылки другие, и люди радостно будут играть в другое. Те же самые люди.

          • SlowJoe

            >социального одобрения

            Все можешь больше не стоять у плиты и рожать детей. Я -представитель доминирующего пола в нашем сугубо патриархальном обществе разрешаю тебе рубить в дотку и вспоминать чужих отцов в чате ее. А теперь встань и иди.)

            П.С.

            Что плохого в симс? Мальчики тоже играют в симс. Крутая опенворлд рпг без драк же.

          • irka_sings

            Человек — существо социальное, это кроме того, что расхожая фраза, ещё научное положение. Сам разум человека зародился из социальных взаимодействий. Так что да, пара благоволений от весомых представителей её сообщества, и девочка попробует дотку.

          • SlowJoe

            Увы, так это и работает. «Человек подстраивается под общество, а не общество под человека»

          • irka_sings

            Ну вот, а потом количественно и качественно накапливается совершенно новый опыт и при участии редких зверей пассионариев общество раз и меняется. И миддлвэйв уже совсем другой и о другом. И как точно в подкасте заметили, мы можем только гадать, что же это будет такое за общество. «Обезьяна не может описать человека» — вот это всё. В общем, люди в массе совершенно бесформенные, но при участии отдельных героев и процессов, у всех нас есть надежда на великое будущее.

          • SlowJoe

            Или очень поскудное(

          • Поросёнок Пётр

            Первая часть была очень мужской игрой.

          • lakoros

            Загубили серию. Была куча способов убийств, возможность стать звездой, развлечения и проститутка из торта.

          • Поросёнок Пётр

            Одобрение для лохов. Социум не нужен.

    • irka_sings

      Укокошил всех своих юнитов, в пересчёте на профит оказывается, что зря укокошил, деревеньку вшивую занял, а сколько народу полегло, и к твоей армии больше никто не присоединяется, говорят: не воитель ты, а гуано какое-то! И ачивка неприятного коричневого цвета «Гуано какое-то». ))

      • Поросёнок Пётр

        Robin hood the legend of sherwood.

  • Эстебан Кусков

    Я бы Дыбовского взял третим в подкаст. Очень интересный человек, которого всегда приятно слушать.

    • так бери

      • Valerii Nikolenko

        А может Вы? 😉

  • Imp

    Я подгрузился (с)
    А вообще, есть у меня мысли, но я на них не обращаю внимания. После упоминания боевых роботов шишка задымилась и мыслительные процессы прекратились.

  • Dmitrij Bugajev

    Эпичный подкаст. Как хорошую книгу прочитал.

  • her

    так зачем же Жириновский с Березовский делаю игры, можно вкратце?

  • Кел-Тузед

    «Доценты кафедры философии геймдева Сергей Орловский и Николай Дыбовский ведутъ беседу о двух часахъ про смыслъ геймдева»

  • Кирилл Олейников

    Да, отличный подкаст.

  • Dima Bas

    Очень спасибо за подкаст, я аж дорожал, что делать с нашим мультиплеерным шутером. Очень много мыслей после подкаста, в целом — вы не одни с таким в голове, и таких людей все больше, так что, данная тема — 100% будущее игр, и её стоит подымать еще не один раз.

    От себя хочу добавить познакомиться с умозаключениями человека Жака Фреско, он много чего уже осмыслил, и думаю, это может стать хорошей базой чегт-то в играх. Одно из видео: https://www.youtube.com/watch?v=KeYAYHiygk4

  • Konstructor

    Неплохая статья о том, почему нам еще так долго ждать порабощения искусственным интеллектом, если вообще.
    http://www.popsci.com/blog-network/zero-moment/end-ai-singularity-sci-fis-faith-based-initiative

  • SandroCrowley

    Воу воу, охладите! Я пропустил важный подкаст! Щаа исправим.))

  • Andrey Sarafanov

    Благодарю за отличный подкаст! Действительно эпично получилось.

  • proxyorgasm

    Один из лучших подкастов в этом году, мне было очень интересно слушать.

  • Azro

    А как там название игры, где ты в гости приходишь к людям, которые еще Галенкина всегда выгоняли?

    • Guest

      Fa

    • Façade.

      • Azro

        Ага, спасибо.

  • Сергей и Михаил, спасибо огромное за подкаст — это было эпично ! Заглавная картинка соответствует. Мне Сергей Орловский и Николай Дыбовский кажутся двумя полушариями мозга гейм-индустрии. Сергей — левое, абстрактно-логическое, Николай — правое, пространственно-образное. И вместе они синтезируясь умножают мощности друг друга в частности, и индустрии в целом, — на порядки, пытаясь прокладывать нелёгкий, но всем нам необходимый путь. Не вижу ничего зазорного в том, что они часто уходят от темы игр и затрагивают казалось бы не соприкосновенные темы. Но на самом деле это не так. В том то и дело, что они как раз те немногие люди, которые способны, в силу своего мышления видеть частное в целом и целое в частном, то есть неразрывно воспринимать жизнь, игры, космос, человечество как единый цельный организм, частью которого мы все и являемся. Из такого мировоззрения обязательно появляется ответственность за созданный продукт перед человечеством, и с этической точки зрения и с любой другой. Не случайно Сергей постоянно затрагивает тему сингулярности, ведь ни одно медиа ещё не достигло такого сильного влияния на информационную жизнь общества, как игры. Здесь и уровень ответственности выше, чем у всех остальных. Здесь и карма заполняется быстрее (в какую сторону по шкале, зависит от разработчика).Также, лично мне, очень близка тема построения или проектирования идеального общества, которое будет существовать в ладу с планетой, космосом, а главное друг с другом, при этом совершенно безкризисно, хотя бы на ближайшую перспективу. И у геймдева есть очень хорошие инструменты, чтобы заполнить матрицу возможных событий именно оптимистично, создавая к примеру утопическую фантастику, наполняя горизонт событий в верном для человечества направлении. Это действительно уже вопрос выживания, а не какая-то праздная тема. Предлагаю звать Сергея и Николая на регулярной основе, затрагивая всё больше и больше нужных тем, соединяя их потом в красивое «мозаичное полотно» ))

  • Dmitry Konstantinov

    Очень точное наблюдение про изменение ситуации с информацией. 10 лет назад — поиск, сейчас — фильтрация. В середине нулевых ту же «Игроманию» я читал от корки до корки, всё подряд: новости, анонсы, обзоры игр, железа, статьи Климова, Галёнкина, Логвинова, страничку юмора. Спустя пару лет понял, что мне не интересно ММО и перестал читать раздел онлайн. Ещё через пару лет понял, что мне не интересны квесты, файтинги и гонки. А ещё через годик я обнаружил, что мне не интересны люди, оставшиеся в «Игромании» и бросил её читать совсем. То же самое со всеми церемониями награждения, топами, итогами года и прочим. Ещё три-четыре года назад казалось ужасно важным, кто и какое место получит в определённой категории, смотрелись трансляции разных церемоний награждений, там случались действительно важные анонсы. Сейчас, да и в прошлом году — увы. Скучно, неинтересно. Всё, что ты хочешь узнать, можно получить, подписавшись на три-четыре ленты в Твиттере. Остальное — дублирование, белый шум и срач на левые темы.

    • GreyDronT

      То же самое происходит: несколько лет набирал-набирал rss-подписки, а последние два года только удаляю. Думал старость, а вот говорят, что это у всего человечества так.

  • griever_gf

    Никто не похвалил шапку поста, а я похвалю!

  • Юра

    Жизнь проживает жизнь, и идеальная игра в моем понимании это просто супер точный симулятор вселенной. Я бы посмотрел как там все устроено.

    Жаль пока технологии не позволяют такие игры создавать.

  • KH

    Наконец-то прослушал часть.

    По поводу ощущения тектонического разлома, смены эпох. это чувство(ПМСМ) возникает тогда когда взрослый индивид упирается в свои рамки мышления. Рамки которые накладывают его модели мышления. И пытается заглянуть за рамки.
    Собственно, Александр Блок писал 1910-1911, 1919. Найдите параллели с ощущением нынешнего «разлома». И с ощущением нынешнего времени и века.

    Век девятнадцатый, железный,
    Воистину жестокий век!
    Тобою в мрак ночной, беззвездный
    Беспечный брошен человек!
    В ночь умозрительных понятий,
    Матерьялистских малых дел,
    Бессильных жалоб и проклятий
    Бескровных душ и слабых тел!
    С тобой пришли чуме на смену
    Нейрастения, скука, сплин,
    Век расшибанья лбов о стену
    Экономических доктрин,
    Конгрессов, банков, федераций,
    Застольных спичей, красных слов,
    Век акций, рент и облигаций,
    И малодейственных умов,
    И дарований половинных
    (Так справедливей — пополам!),
    Век не салонов, а гостиных,
    Не Рекамье, — а просто дам…
    Век буржуазного богатства
    (Растущего незримо зла!).
    Под знаком равенства и братства
    Здесь зрели тёмные дела…
    А человек? — Он жил безвольно:
    Не он — машины, города,
    «Жизнь» так бескровно и безбольно
    Пытала дух, как никогда…
    Но тот, кто двигал, управляя
    Марионетками всех стран, —
    Тот знал, что делал, насылая
    Гуманистический туман:
    Там, в сером и гнилом тумане,
    Увяла плоть, и дух погас,
    И ангел сам священной брани,
    Казалось, отлетел от нас:
    Там — распри кровные решают
    Дипломатическим умом,
    Там — пушки новые мешают
    Сойтись лицом к лицу с врагом,
    Там — вместо храбрости — нахальство,
    А вместо подвигов — «психоз»,
    И вечно ссорится начальство,
    И длинный громоздкóй обоз
    Волóчит за собой команда,
    Штаб, интендантов, грязь кляня,
    Рожком горниста — рог Роланда
    И шлем — фуражкой заменя…
    Тот век немало проклинали
    И не устанут проклинать.
    И как избыть его печали?
    Он мягко стлал — да жестко спать…

    Двадцатый век… Ещё бездомней,
    Ещё страшнее жизни мгла
    (Ещё чернее и огромней
    Тень Люциферова крыла).
    Пожары дымные заката
    (Пророчества о нашем дне),
    Кометы грозной и хвостатой
    Ужасный призрак в вышине,
    Безжалостный конец Мессины
    (Стихийных сил не превозмочь),
    И неустанный рёв машины,
    Кующей гибель день и ночь,
    Сознанье страшное обмана
    Всех прежних малых дум и вер,
    И первый взлет аэроплана
    В пустыню неизвестных сфер…
    И отвращение от жизни,
    И к ней безумная любовь,
    И страсть и ненависть к отчизне…
    И чёрная, земная кровь
    Сулит нам, раздувая вены,
    Все разрушая рубежи,
    Неслыханные перемены,
    Невиданные мятежи…
    Чтó ж человек? — За рёвом стали,
    В огне, в пороховом дыму,
    Какие огненные дали
    Открылись взору твоему?
    О чём — машин немолчный скрежет?
    Зачем — пропеллер, воя, режет
    Туман холодный — и пустой?

  • KH

    По поводу того что делать в условиях избытка информации и как должно поменяться мышление у нас как индивидов в связи с этим и как к этому готовится.

    Обычно большинство людей хранит и обрабатывает информацию в виде картинок, ощущений, звуков. Как кадры киноленты. Этого было достаточно в условиях недостатка информации. Были определённые группы людей(учёные) которые занимались обобщением и осмыслением этой информации построением моделей в комфортных по времени условиях. Используя аудиально-дигитальный канал.

    Сейчас построение моделей(мира, события, явления) на основе входящей инфы, уже дело каждого. Т.е. у нас появляется так называемый визуально-дигитальный канал. Самое известное проявление результатов работы этого канала было — это теория относительности. Т.е. Эйнштейн использовал этот метод, что бы оседлать лучь света!

    Чему нужно учить людей для выживания в новой эпохе?
    1. Строить схемки(как пример mindmap) и придумывать визуальные метафоры которые облегчают понимание и запоминание, на основе входящей информации . Соответственно, эта модель или схемка разворачивается уже в ссылки на источники по которым она была построена.
    2. Строить несколько моделек одной и той же ситуации, явления, с учётом источников информации. Потому что понятия: «это правда» или «это истинно» отпадает. Тут нужно задаваться вопросами, эта истина с точки зрения какой модели? или с точки зрения какой системы координат или базиса? или более приблежённо, «это истина» с точки зрения выживания вида? некой группы людей? дворника Васи? Корпорации?

  • Reiser

    Михаил, я вас покусаю, если вы не начнёте ставить жанр podcast!

  • griever_gf

    Кстати, Хокинг говорит ровно о той же опасности создания искусственного интеллекта, что и Орловский. Даже удивительно.

    • Shmatter

      так это еще тот вопрос, кто у кого набрался…

  • Валерий Чёрный

    Спасибо ребят! Один из самых интересных выпусков за последнее время. И несмотря на то, что Сергей Орловский несколько раз заметно отклонялся от темы игр, слушать его и Дыбовского было невероятно интересно.

  • Домик

    приглашать дыбовского было ошибкой. лишний раз утвердился: абсолютно несостоявшийся игровой разработчик, метящий в гениальность, ничего из себя не представляя. задали конкретный вопрос, а он как начинающий игровой разработчик вместо этого начал делиться своими идеями о том, как круто было бы сделать… на полчаса. проиграл, когда он заявил, что не умеет и не хочет делать адекватную механику, а хочет заниматься абстракционизмом с претензией на гениальность. весь такой воздушный

  • Юрий Волошин

    Сегодня Ice-Pick Lodge Спектакль делают https://vk.com/event80797875

    Го со мной? Пива можно предварительно попить :о)

  • Glib Shamal

    Помимо поисков будущей модели существования человечества, несколько более заземленная но не менее важная причина делать игры — рассказать историю. Истории, легенды — давний способ трансляции мудрости от поколения к поколению. В контексте глобализации мы рискуем потерять многие, ценные артефакты. Народы и языки, культуры и их наследие исчезают, а игры — как передовые и интерактивные медиа, способны это сохранить и передать дальше. Этот смысл очень хорошо показали в трейлере Never Alone

  • beast

    Наконец дослушал. Два вопроса.
    1. Не первый раз звучит, что есть математическое обоснование того, что усиление агентов коммуникации ведёт в кооп-рай, где меньше места паразитическим стратегиям. Можно как-то на пальцах объяснить эту взаимосвязь? Потому что из наблюдений за реальностью выходит противоположное.
    2. В чём сложность и интерес модели социальной игры в утопии? Любая типовая ММО есть утопическая модель. Дано бессмертие и недефицитные ресурсы (копаются медленно, но накопать можно сколько угодно). Очевидный вывод: единственный мотив борьбы — престиж обладания редким артефактом и их коллекционирование. Всё, или я чего-то не замечаю в бесконечных клонах корейских гриндилок?

    • Kinrany

      Я не могу дать хорошие ответы, но попробую.

      1. Чем больше информации, тем проще предсказывать поведение других участников и либо сотрудничать, либо наказывать паразитов, нет?
      2. Утопией называют не только идеальное, но и просто любое воображаемое общество. Интерес же в, пардон, сложных моделях, которые напоминают реальное общество. Типовая ММО — это парк, где люди большую часть времени играют с окружением, а не с другими людьми, и мало зависят друг от друга.
      P.S. Даже типовая ММО — не идеальное общество, потому что жители этого города обитают в вакууме и не могут не только умереть, но и значимо повлиять на окружающее пространство.

  • Спасибо нормальное такое за подкаст, он очень хороший. Мне близко то, о чём говорили Сергей (Орловский) и Николай. С тем, что человек, как вид (включая понятие общества) стоит перед необходимостью качественных изменений, можно соглашаться или нет, но это обсуждают не последние люди в самых разных сферах. Есть разные точки зрения на проблемы, предлагаются разные пути решения. И игры, как способ моделировать системы с определёнными параметрами — отличная идея. Равно как и способ дать понять и почувствовать внутренние процессы и дефекты.

    Вариант с развитием — одно
    искусство, где важно выбирать правильные образы, «играть на струнах
    души» и всё такое. Очень многое тут зависит от носителя идеи и его личного
    взгляда на вещи, но у него уже есть набор «инструментов нарративщика»
    в помощь. Новые инструменты, конечно, тоже надо изобретать. С системами же — совсем другая песня, новая, и «в помощь» из других индустрий
    инструментов не завезли. Я для себя так понимаю, что главная загвоздка — не
    просто ставить эксперименты на «игровых системах». Надо сформировать
    эти системы из таких параметров, чтобы донести то самое важное, проблемное для общества. Тут и психология, и социология, и геймдизайн.

    Как это должно работать? Мы берём, например,
    проблему социальной безответственности (моя хата с краю). Выбираем круги
    ответственности: социально (человек->семья->друзья->ближайшее окружение->люди в городе->в стране и т.д.) и/или территориально (человек->его квартира->подъезд->двор->район->город и т.д.). И, на основе актуальных данных или предположений, строим систему, в рамках которой игроку нужно будет расширять круги ответственности и, соответственно, влияния. Причём главная задача геймдизайнера — сделать так, чтобы игроку стало не всё равно.

    В плане игры это может быть симулятор города
    или общества, где нужно проделать путь от простого собственника до
    политического деятеля. Или приключение, в котором действия игрока
    непосредственно влияют на окружение. Я видел вариант этого подхода в Fable 3, но влияние на геймплей у тамошней системы минимальное, а её (системы) сложность и глубина совсем примитивные. Опять же, ответственность там приходит по сюжету. Безусловно, строить нелинейную игру, где можно просто убить короля из мести, пробравшись в замок по стелсу, или ощутить влияние своих поступков на окружение, завести нужные связи и устроить революцию — почти невероятная задача для индустрии прошлых лет. Но ведь компьютеры становятся мощнее не только для графония 😉

    Или давайте пофантазируем на тему кармы
    (индийская тема вроде). Делаем rogue-like с
    генерацией уровней и кучей рандомного контента. При этом, после смерти игрока, нужно продолжать за потомка героя, как в том же Rogue Legacy. Но
    с главным отличием — игра за этого потомка будет сильно зависеть от того, что
    делал его «папка». Скажем, он собирал все монетки на уровнях (а как
    же иначе), в результате чего его показатель «жадности» вырос до
    предела. Теперь его сын получит перк «бескорыстность», из-за которого
    тех самых денег выпадет сильно меньше. Убивал кучу мирных и слабых мобов? При следующем прохождении ожидайте ultimate-врагов,
    которые непременно окучат игрока. Зато смерть «очищает» негативные
    характеристики без необходимости «отработать карму». С другой
    стороны, явное самоубийство — тоже грешное дело, за это можно также схлопотать штраф аж до седьмого колена 😀 Ну и не только негативные вещи должны случаться — жертвы части здоровья пострадавшим NPC увеличат
    максимум здоровья потомка, помощь нищим — больше денег (не забываем про
    жадность). Ещё прикиньте такую тему: босса почти добили, но он вдруг ПРОСИТ
    ПРОЩЕНИЯ, и можно его допинать, получив ценный артефакт, а можно отпустить с миром и заиметь в перспективе плюс к удаче или ещё чего ценного. Важный момент — мы не знаем, какой будет потомок, и как именно наши действия сейчас сказываются на его характеристиках.

    Извините за простыню, чот накатило.

    • Александр Щ

      Идея с рогаликом отличная!

  • Вася

    Отличный подкаст (лучший выпуск, что я слышал)
    Странно только что про механики никто не вспомнил базу — pattern recognition (банальный match3 как самый популярный и рафинированный вариант)

Scroll to top