Сезон 1,
2:01

43. The Last of Us, мобильные игры и юридические вопросы

Июнь 28, 2013

Мы говорим про The Last of Us, порты игр на мобильные устройства, перерождение free-to-play, отпуска и завтрашний GamesNightSPB.

В конце подкаста бонусом идут Артем Брижицкий из Naughty Dog, Сергей Орловский из Nival и Фред Фиерст, независимый юрист в игровой индустрии (на английском).

Ведущие – Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

Содержание:

00:00:16 Поиски названия подкаста продолжаются
00:02:12 Кратко о самом главном
00:03:31 Впечатления от The Last of Us (спойлер: must buy)
00:08:42 Правда про объемы рынка игр, платформы и продажи в 2013 г.
00:12:38 Take-Two, порты X-COM и новый Magic: The Gathering
00:14:35 Взросление мобильного рынка, попсовый Free 2 Play и будущее
00:18:12 World War Z на пару с анонсом новой игры
00:19:07 Ужасные игры по фильмам и куда их унесло с ПК
00:21:56 Про отпуска, второй сезон подкаста и Болгарию
00:23:40 Опасные политические шутки
00:24:02 Варшава сегодня, Москва и Киев 10 лет назад
00:27:27 Анонс #GamesNightWarsaw и планы на Прибалтику
00:29:33 #GamesNightSPB, докладчики и #борщ
00:33:00 Prime World vs The Witcher 3
00:33:35 Сергей Климов о новой фирме Oscar Wilde
00:34:17 О чем в интервью говорят Артем, Сергей и Фред
00:36:38 Unity Developer Day в Калининграде
00:37:24 Мерчендайз и монетизация GamesNight
00:38:10 Вангеры 2 confirmed (шутка)
00:39:43 Детали последнего выпуска в первом сезоне
00:40:32 Интервью: Артем Брижицкий про Naughty Dog и AAA-проекты
00:56:37 Интервью: Сергей Орловский о Nival и почему именно игры
01:16:00 Интервью: Фред Фиерст о юридической стороне индустрии

  • Godrik

    А сколько людей подкаст слушает? Тысяч 10, да?

    • 40 тысяч

      • Guest

        Хренасе*

      • Алексей ///

        Серьезно? Это при том, что у блога ~2000 читателей?

        • Godrik

          Наверное в Айтюнсе много народу сидит, вот оттуда мне кажется и набежало.

        • Полмиллиона визитов, аудитория блога где-то по 200 тысяч

          • Алексей ///

            А, вот оно что, просто я отталкивался от фразы в одном посте : “Пришло почти две с половиной тысячи анкет, что в десять раз больше, чем я рассчитывал. “

          • Гм, то есть по вашему мнению анкеты заполнило больше народу, чем читает блог? 🙂

          • 146%. чай не ново

          • Гена Воробьев

            И что, неужели никогда не появлялись мысли о монетизации такого количества народа? 😀

        • :-/

          • Алексей ///

            да, просто впечаталась в памяти та цифра из опроса

  • Владислав Панферов

    Постойте-ка. Сергей, вы скорее всего имели ввиду SotC на шестой минуте, ибо Ico в 2001 вышла 0_о

    • Я имел в виду Ico, но она вышла на PS2, я ошибся. Планировалась же на PS1.

      • Владислав Панферов

        Да, было дело.

  • chudic

    Подкаст С.Г.М.К.С.К

  • Shmatter

    и что в подкасте ни слова о xbox vs playstation? Да как так?…

    • В прошлом подкасте было, когда E3 обсуждали.

    • Гость

      теперь уже ближе к новому году наверно

  • Михаил Александрович

    Сочнота!

  • Хороший мальчик

    ООО-ООоО-ОО. О-О-О-О. ЭТО ЖЕ ПОДКАСТ НОВЫЙ

  • WarrenMax007

    Опа наши в Ноти Догах)

  • Shmatter

    Нивалу однозначно надо Silent Storm выпустить на планшеты. Он как и X-com идеально лег бы на тач-интерфейс. Да и геймплей там отличный.

    • Да, это все понимают, просто делать это некому. 🙁

  • SR

    вы вроде говорили что нашли переводчика…

    • Ага, но зачем?

      • SR

        о чем там юрист говорит?

        • БЯП

          Говорит, что когда он уехал из Нью-Йорка и занимался вообще всем, ему приходилось защищать убийц и насильников. Так вот с ними работать было гораздо проще и приятнее чем с людьми из игровых компаний.

    • WarrenMax007

      не надо переводчика. Тем кому надо-поймет

      • SR

        мне надо, я не понимаю

        • Random

          Подкаст мотивирует учиться;)

        • Andrey Chudaev

          Переведу завтра-послезавтра г-на Фиерста

        • famiak

          значит не надо

          • SR

            значит ты долбоеб

          • famiak

            Математику уже сделал на завтра?

    • У Фиерста отличное четкое произношение, Климов тоже понятно говорит, отличная возможность потренировать английский.

  • Это не я

    Орловский надоел уже. Лучше бы новые оффлайн Аллоды сделал, ну или HD ремейк первых частей

    • Права на Аллоды у Мейл.ру

      • Это не я

        И на Evil Islands? ..очень печально…

        • Ага

          • Sergei Pimenov

            Воот, пригласите человека из Мейл.ру (Кузьменко?), думаю интересно было бы послушать про кухню такой компании. И про сингловых аллодов спросите!

  • GamerBalear

    Вы ребята много говорите о игровой индустрии, но сами игры не любите и в них не разбираетесь, Сергей Галенкин еще во что-то играет, а вот Климов совсем уныл.
    Игра с дженерик квестами Скайрим лучше Last of Us? Фейспальма.

    • Как игра – лучше.

      • опять же зависит от того как смотреть:
        Скайрим дает хрен знает сколько часов интересного и разнообразного геймплея + свои истории про то как пошел нарвать цветочков и убил дракона после чего огреб от медведя. это классно
        но. Last of Us в плане геймплея куда насыщенней и утрамбованей — линейная игра ведь. и в результате имеем 15-20 часов насыщенного вау-геймплея

        т. е. выходит что сравнение неравнозначное. или я не правильно понимаю?

        • А когда оно было однозначное?

          В Скайрим много типов геймплея, в Last of Us – три.

          • это как оценивать музыку по кол-ву аккордов)

          • Random

            Скорее как оценивать музыканта по количеству композиций.

            P.S. Возможно, перед уходом на отдых, Климов оставит в своем блоге пост сбора вопросов возможным гостям второго сезона? (если таковые имеются) Может как раз интересных наберется:)

            P.P.S. Добавлю в общую копилку:
            GamePAD (for Game Publishing and Developing)
            И конечно GSG (for Games, Salo, ” Goodwill Cowboys Ride Again”)

          • у нас порядка 10 гостей на 2-й сезон уже запланировано, я думаю что лучше всего собирать вопросы будет уже в августе по конкретным людям.

        • famiak

          не дает
          скайрим – это тухлое однообразное говно
          еще и понерфленное по сравнению с обливионом

          хрен знает сколько часов интересного и разнообразного геймплея + свои истории + интересные сайды + проработанный мир – все это было в серии might and magic. А Скайрим – это квинтессенция бесполезной песочницы. Кто в 2013 году будет качать кузнеца, чтобы найти руды выплавить железо скрафтить доспехи в оффлайне – я хз. Мне тупо жалко потраченного времени. Я его так и не прошел – я заебался с фасттревелом и читом полета добираться до сюжетных мест. Про то, что мир никак не реагирует на мои изменения и к архимагу и к главе гильдии убийц относятся одинаково я вообще молчу.

          • Bambucha

            Я качал кузнеца, искал руду и играл иногда в оффлайне. Не жалею потраченого времени потому, что было интересно. До нужных мест добирался фасттревелом + пешком/на лошади. Опять же, было интересно. Кто там на что как реагирует было как то все равно. Играть ведь интересно…

          • famiak

            Ну кому и кобыла невеста.

      • morning_haze

        Если ценность игры определяется продолжительностью, то да лучше. Но, по отзывам, скайрим на выхлопе не окупает вложенное в него время.

    • Неправда, что не любим и не играем. Я в обычную неделю наигрываю 10-20 часов, просто подкаст у нас не про игры, их оценки и “ценность для жанра”. Зачем тратить время на то, что летсплеит каждый второй школьник на ютубе? Вот пригласить человека, который делал эту игру и рассказал сам о ней “изнутри” куда более интересно.

      • GamerBalear

        Это я сгоряча написал, больше относится к Климову. Только что прошел Last of Us, это же просто ювелирная работа ну честно не понимаю как может Скайрим быть лучше. Но у Сергея всегда были странные вкусы, помню его еще по журналу Gameplay, игрок старой школы. Конечно я вас всегда слушаю, много для себя открыл, околоигровые темы у вас интересны

        • У меня игровая механика > сюжет. Всегда так было.

        • не надо, пожалуйста, давать оценку моему отношению к играм. на вкус и цвет.

    • я правильно понял, что вы только что нам рассказали, что мы любим и как в этом (чего не любим) разбираемся?

  • Fotomotachi

    Спасибо, мне было приятно.

  • VikingSkull

    А нет желания сделать подкаст с игрожурами? Логвинов, Кузьменко, Подшибякин или Макаренков могли бы рассказать много интересного о специфике работы. Думаю, многим бы это было интересно.

    • Мне кажется, или игрожуры сами охотно делятся информацией о том, как они работают (некоторые даже слишком), тем более к разработке они не имеют никакого отношения. Мне лично интересно приглашать людей, которых мало кто знает, а они талантливы и делятся ценным опытом.

      • VikingSkull

        Делятся они скорее плодами своей работы – статьи, видео, аудио. А вот как вся кухня выглядит с другого – журналистского, стороннего – ракурса (то, что остается за кадром репортажей) лично мне интересно. Не «изнутри», а «снаружи». Как налаживается работа журналиста с разработчиками, издателями, организаторами выставок, журналами, игроками и т.д. То есть, специфика работы. Это, согласитесь, иной взгляд, иная перспектива, тем более в подкасте было уже довольно много людей, представляющих «внутренние силы» студий: программисты, художники, маркетологи, и многие уже смогли сформировать видение индустрии «изнутри»… А журналистов, по-моему, не было. Все выпуски были очень интересны, спасибо, но вот я хотел бы услышать глас популяризаторов индустрии. Имхо, конечно.

      • Jessy-t

        “Мне лично интересно приглашать людей, которых мало кто знает, а они талантливы и делятся ценным опытом.”
        Был бы весьма доволен, еслибы вы позвали @AntKarlov, а он в свою очередь согласился придти. Если я ничего не путаю, то раньше он работал в некой компании, но в какой то момент решил уйти, и делать игры самому. Антон сам рисует, программирует и ведет весьма годный блог.

    • Jessy-t

      Вот уж чего не надо в этом уютном подкасте, так это ни Логвинова ни Макаренкова.

      • VikingSkull

        И почему он станет менее уютным с тем же Макаренковым?

        • VikingSkull

          Понятия не имею сколько слушателей подкаста читает/читало «Игроманию», но моё увлечение играми в детстве, перешедшее в нечто большее, чем просто «покататься и пострелять в GTA», началось именно с чтения «Игромании». Потом уже развились эти ваши интернеты, где появилась возможность общаться с единомышленниками. Поэтому мне небезынтересна история достижения успеха ведущих лиц журнала (действующих и уже нет). Если и вправду аудитория подкаста и сайта так велика, то историй подобных моей должно быть немало.

  • Static555

    как все оказывается грустно для художников в игровой индустрии(

    • Нет же. Просто каждый из художников игровой индустрии должен сам решить, грустно ему должно быть или весело. Ну и + выбор разной степени градации от «фаново» до «хочу умереть, кругом вомгла» тоже целиком зависит от него.

      • Static555

        Что тут решать? Зарплата на уровне продавца – это объективно уныло, особенно если учесть сколько нужно сил вложить чтобы стать хорошим CG художником.

        Конечно, когда тебе 20 лет можно “по фану” заниматься любой фигней.

        • ну вообще-то чтобы стоматологом стать в США, нужно отучиться 7 (семь) лет + 2-4 года интернатуры (зависит от штата). и чтобы стать юристом, надо сначала получить BA, а потом поступить в law school, найти денег на обучение ($60-90K/год, если говорить про хорошие школы), отучиться ещё 3 года, и после этого может быть года через 3-4 начинаешь зарабатывать ОК деньги.

          не очень понимаю в связи с этим “уныло” – то есть если есть представление, что можно зарабатывать больше людей с обучением в 7+ лет и практикой, разрабатывая при этом игры, то надо быть очень, очень гениальным, иначе обычные законы жизни применимы.

          • Static555

            Ну все правильно.

            При этом, по его словам, у стоматологов зарплата раза в 4 больше, а у художников зарплата почти на уровне грузчиков.

            Для того чтобы стать хорошим CG художником нужно тоже учиться и практиковать много лет. Там нужно не просто художественными знаниями обладать, но огромным количеством технических, которые еще и устаревают каждые пол-года – год. Т.е учиться нужно вообще всю жизнь. Это не уныло разве?

          • come on, это всё завязано на реальный талант.

            стоматолог может зарабатывать $120K, а может и $1.2M, всё зависит. так же и с художниками. если ты классный, ты идёшь в Valve, они тебя берут и ты зарабатываешь multiples of industry average.

        • А возьмите ребят из SuperCell. Там есть CG artist, и 2dшники, и 3d рисуют. А компания в день по миллиону долларов зарабатывает. Не бедствуют, надо признать.

          А вот другой кейс.
          Многие из хороших художников (CG) зарабатывают ещё и тем, что преподают для других, катаются на всякие мастер-классы и воркшопы, продают материалы. Всё зависит от самого человека. Можно прокачать себе скилл cg и остаться в подвале «бедным художником», а можно немного не докачать скилл до уровня godmode, но стать известным, успешным, иметь яхту и жену-фотомодель.

          И ещё один момент.
          Индустрия, на самом деле, для вот таких вот художников — радость полная. Делать игровые проекты — это супер-интересно, воодушевляюще и полезно для человека. Тем для «грустно» не задерживаются здесь вообще никаким боком. Делают игры ведь изначально не для того, чтобы рубить бабло, а для того, чтобы приносить людям радость, меняя мир.

          Пора вырываться из рамок.

          • Static555

            по миллиону зарабатывает компания,а не художники.

            Преподавание на постоянной основе не плохо приносит, но это уже совсем другая история.

            Яхты и жены модели думаю ни у одного художника в игровой индустрии нет. Да и черт с ним, но хотя бы на уровне дантиста должен художник в одной из топовых студий зарабатывать, а не на уровне грузчика.

            “вырываться из рамок” можно в 20 лет, когда ты постарше появляются проблемы и ответственность

  • Роман Николаев

    что за музыка в конце играет?

  • Glauzer

    Большое спасибо за интервью с Артемом и Сергеем.

  • Андрій Ковтик

    До речі про назву для подкасту – “Грінки з Гальонкіним”.

  • Henry08

    Артём, ваш, наверное, самый депрессивный гость. Говорит: “Конкуренция, мало денег, кранчи, опыт не меньше 12 лет, высшее образование(украинское не котируется)…” Между строк так и читается “НЕ ХОДИТЕ В ИГРОВУЮ ИНДУСТРИЮ, ЗДЕСЬ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО!!!”

    Ни тебе романтики, ни оптимизма, ни задора в голосе, как будто сам товары в супермаркете разгружает. Он всегда такой, или создание игр, на самом деле скучное и утомительное занятие, а Прохоров и компания обманывают себя и остальных?

    • Gennady Teplenko

      Нормальный гость, отличный даже. Это просто вторая часть правды) Может в Киеве это не так сильильно ощущается.

    • Serjeon

      Ну так Прохоров вроде говорил, что берет только самых лучших))) Интервью с Артемом отличное, надеюсь на продолжение!!!

      • спасибо, продолжение будет во втором сезоне!

    • Артём очень профессионален. Его оценку я бы считал вполне здоровой: бешеных денег нет, кранчи есть, опыт нужен, конкуренция даже внутри студий – огромная. Это и есть реальность игровой индустрии класса ААА, Valve со своими плюшками – это скорее исключение.

    • Serjeon

      а почему украинское образование не котируется ?

      • Henry08

        Болонский процесс же у нас провален, дипломы СНГ университетов принимаются только в СНГ(возможно, с некоторым исключением). Почти, наверняка, прийдётся унижатся и доказывать, что диплом за знания получен, а не взятки.

        • Serjeon

          Я думаю не все так критично, я слыхал, что нашего специалиста приравнивают к бакалавру и все) Просто студия делает вызов, это уже доказательство того, что человек не просто так едет)

          • диплом = BA, да.

            при этом для разрешения на работу подойдёт любой диплом, который можно заверить, но лучше – по специальности.

      • Gennady Teplenko

        Наверное потому, что у нас нет профильных геймдев вузов как например в Канаде, где выпускник имеет знания которые здесь набиваются методом научного тыка лет за 5, и только если повезет работать с грамотными людьми и в хороших местах. А для облегчения получения визы вполне годится, о чем Артем говорил в подкасте.

        • в Москве осенью откроются курсы Unity в Бауманке (по-моему) и в Scream School (точно)

          • Gennady Teplenko

            Scream School имхо отличная тема для подкаста, проект в СНГ уникальный вроде как. Пригласили бы преподавателей в подкаст. Пусть раскажут как организовывалась, как формируется программа и вообще всякое интересно было бы послушать на тему профильного образования в СНГ.

          • можно позвать Катерину, директора, в середине 2-го сезона!

          • Jessy-t

            Директор скримскула давала интервью на радио, в котором отвечала на часть заданных вами вопросов.
            запись можно скачать, гуглите.

          • Gennady Teplenko

            Интервью на радио немножко не тот формат…

          • anfyrt

            А еще она приходила в подкаст hotline gmbox и там рассказала много всего.

          • Gennady Teplenko

            Нашел, спасибо за наводку

      • Artem Brizitskiy

        оно котируется как и русское и белорусское.

    • Прохожий

      Полностью согласен, крайне унылый тип, да еще явно и чушь какую-то нанес.

      Про то что 23 летние подсиживают стариков, что нужно чуть-ли не дрожать за свое место. Сходил на выходных в кино – потерял работу.

      Я думал что на Wall Street так люди работают, не?

      В любом нормальном коллективе, ни за какие деньги не променяют старого работника, члена семьи, с которым проработал много лет на бывшего студента, даже если последний будет создавать хай-левел контент.

      Это я про то, если задача создавать целостный литой продукт.
      Если же стоит таск напихать хай-рез моделей и всем вбивать в голову с помощью агрессивного пиара что твоя игра и студия лучшие в мире то тогда да. Жаль такие компании.

      Я глубоко сомневаюсь к примеру, что в Bethesda все сидят и трясутся за свои места, каждые три года переучиваются и не ходят в кинотеатры.

      Не нужно неоправданно возводить Naughty Dog в богов. Никому даже не страшно что-ли, что какие-то тридцатилетние парни и девушки на метакритике, видя масштабные рекламные кампании игры, просто на автомате ставят ей 95 баллов и тем самым формируют ваше мнение об индустрии?

      • Glauzer

        Простите, вы с планеты Земля?

        • Прохожий

          Возможность существования критики Naughty Dog является для вас таким сильным откровением, что вы приняли это за внеземной разум? Нужно книжек побольше читать хороших и тогда проштампованные, обычные проекты не будут вызывать неуместного детского восторга.

          • книжки – это наше всё, да.

          • Glauzer

            Простите, какое отношение мой вопрос имеет к критике Naughty Dog и вашему детскому восторгу?

          • Иван Булкин

            Как раз-таки наоборот. Хотя, может быть, мы разные книги читаем.

      • ваше представление о Wall Street ровно настолько же аккуратное, как и ваше представление об игровой индустрии. но ничего, мы подкаст записываем как раз для того, чтобы подобные представления и пришли в соответствие с реальностью! не сопротивляйтесь новой информации. поверьте, Артём знает об игровой индустрии чуть больше вашего – так что не учите его, лучше сами у него поучитесь.

        • Прохожий

          Ну окей, Сергей. Если Артем говорит то, что есть на самом деле, то на будущее надо взять на заметку, что идти в Naughty Dog смысла нет.

          Если сравнение Last of Us с тем же Skyrim перенести на кинематограф, то имхо это будет что-то вроде Hunger Games vs Star Trek (2009г.) например.

          Кто-нибудь посвящал бы значительную часть своей жизни, в той степени как описал это Артем, фильму Hunger Games? Я сомневаюсь.

          А вот ради Star Trek я бы лично был готов хоть на весь год уйти в горы и жить в шалаше. Вот только люди работавшие над ним смотрят на индустрию совсем по другому.

          Поэтому у меня и возник вопрос, какой смысл в таких личностных вложениях? К примеру есть питерский Saber, у них говорят такие же кранчи, а какой смысл?

          • давайте я со своей стороны отвечу: Star Trek я не смотрел и не планирую, мне просто неинтересно. это не делает фильм лучше или хуже, это просто личная позиция.

            точно так же как вам не нравится TLoU, но кому-то нравится – и не дело сравнивать, “кто Родину сильнее любит”. кто-то готов работать над книгой про Тарковского, а кто-то – над книгой про йоркширских терьеров, это нормально, это жизнь.

            идти или не идти в Naughty Dog можно тогда, когда вас позовут. думаю, что пока вас не готовы – ergo, ваше мнение ценности особой не имеет. так же как и моё, кстати, потому что я разрабатывать (рисовать, программировать) не умею и потому им не подойду.

            каждый решает свои собственные профессиональные задачи. если у Артёма был выбор пойти в Zynga или пойти в Naughty Dog и он пошёл в Naughty Dog – большой молодец, разве нет? не говоря уже про варианты идти в “Газпром Медиа” или идти в Naughty Dog 🙂

            отвечая на ваш вопрос, профессиональные – карьерные – решения надо рассматривать через призму контекста конкретного человека.

          • Прохожий

            Моя основная мысль была, что игровые проекты огромные, но вот к сожалению по сравнению с огромными проектами в кино, у многих игр нить творчества теряется и получается просто солянка высококласных моделей, текстур, музыки и звуков. Я не говорю, что TLoU плохая игра, я говорю, что в игровой индустрии затраченные усилия людей работают не так хорошо как в кино. Я просто не могу понять, почему все твердят, что так и должно быть, что такова суть ААА. Ни фига это не суть, просто процесс неэффективно поставлен.

          • “в игровой индустрии затраченные усилия людей работают не так хорошо как в кино” –

            я правильно понимаю, что вы считаете усилия людей (сотен), работавших над такими фильмами как Battle Los Angeles, например, усилиями, давшими бОльший результат, чем усилия художников проекта The Last of Us?

            в кино бОльшая часть современных высокобюджетных фильмов – это ерунда, о которой никто и не вспомнит через 5 лет.

          • Прохожий

            Нет, я не подразумеваю здесь стерильных айрон менов или человеков пауков, я говорю про такие шедевры как “Дитя человеческое” или “Амели”. Если говорить про кино-треш “Битва за LA”, то его нужно сравнивать с сейберовским игро-трешом “Битва за LA”.

            Мне кажется, что подход в восприятии и оценке игр намного слабее чем в кино и главная причина этого – низкий возраст и слабый уровень рецензентов. Кто ставит 95 баллов TLoU? Я уверен на все 100, что это поголовно тамошние свои “Номады” с Gamespot или Ign.

            Каков спрос таково предложение. В играх, практически во всех тех, которые претендуют на высокую планку кинематографичности, очень много косяков, которые искушенного человека просто приводят в уныние. Но в силу не очень жестких требований, эти косяки не то что проходят, а даже иногда воспринимаются как должное.

            Свежий пример – голосовое сопровождение Metro Last Light. От этого ужаса, грубо говоря стошнить может, но зато Metro получил 82 балла, а Прохоров вообще рассчитывал на 86.

            “Отступники” Скорсезе имеют Метаскор 86. Вы можете представить себе, что бы было, если бы Ди Каприо и Деймон в фильме говорили такими же жалкими голосами как в Метро? Это бы был скандал, а Скорсезе бы карьеру наверное закончил. В Метро полно подобных косяков и из-за них мне лично играть в нее невозможно.

            Повторюсь, что речь только об играх претендующих на голливудный стиль – TLoU, Metro, Mass Effect.

            Skyrim, Limbo, мультиплеер Battlefield 3 не ставят во главу угла драматургию и сторилайн и поэтому являются игровыми шедеврами. А вот TLoU или Metro со своими концепциями шедеврами не являются и им стоит поучиться у того же Скорсезе например.

          • “Мне кажется, что подход в восприятии и оценке игр намного слабее чем в кино и главная причина этого – низкий возраст” –

            эээ, а вы давно смотрели на оценки кино вообще?

            My Blueberry Nights Кар-Вая – 6.7 на IMDB, а вот “Пираты Карибского моря” 2007 года – 7.0. это что, сильный подход к оценке? ой_

          • Прохожий

            IMDB весьма странный ресурс для сравнения оценок, я туда не захожу никогда, а для себя кино ищу на RottenTomatoes

            к примеру упомянутые вами третьи Пираты заслуженно получили там 44 из 100, то есть это жуткий треш,

            My Blueberry Nights я не видел, но у них тоже 47 из 100, тратить свое время на незнакомый фильм с таким рейтингом я не буду

            а вот в играх к сожалению совершенно по выставленной оценке не понятно, хороша игра или нет

          • Random

            ” в играх к сожалению совершенно по выставленной оценке не понятно, хороша игра или нет…”

            … и не будет понятно. Вообще балловая оценочная система сама по себе не идеальна из-за разброса предпочтений потребителей. А в играх, где есть не только “пассивные” элементы (сюжет, дизайн, музыка, нарратив в целом), но и разные виды геймплея, стиля игры и много чего еще, разброс по интересам и предпочтениям среди игроков огромен.

            И выделить вклад каких либо отдельных частей в общий балл очень сложно и часто продукт просто сравнивается относительно изначального позиционирования, конкурентов и цены.

            Может кому-то вообще не важно плохое голосовое сопровождение, или важно на +-2 балла, а может в зарубежных версиях нет этого косяка и местные издания поставили высокий балл – не поймешь ведь по итоговой оценке.

            Поэтому, если уж и думать, стоит ли покупать игру, то лучше прочитать хорошую рецензию от человека, вкусы которого максимально совпадают с вашими (где найти такого – другой вопрос).

          • anfyrt

            Зря, посмотри, Кар-Вая можно вообще всего смотреть, только лучше под чем-либо =)

      • Serjeon

        Вы наверное не так поняли Артема))) В статус богов Naughty Dog ни кто не возводит, но факт на лицо, студия набирает лучших художников со всего мира, от тебя ждут самого высокого качества работы, студия не может позволить себе сделать хуже чем в предыдущий раз. Ни кто друг друга, спецом подсиживать не будет, но все хотят продвижения по службе и поднятия зарплаты, что вызывает конкуренцию, а конкуренция в таком коллективе, это сами понимаете, надо постоянно прикладывать сверх усилия))) Конечно в Bethesda люди не трясуться, они уже втянулись и если что пойдут работать к Naughty Dog ))) Тем не менее всегда есть вариант того, что дела у компании пойдут плохо, старых сотрудников может и не будут увольнять, но поводов лучше не давать.

    • Прохожий

      Или этот момент про образование и визу. У меня много знакомых, которые работают в топовых студиях и на собеседовании у них чуть ли не в последний момент спрашивали про диплом.

      • вопрос не в принятии на работу. вопрос в переезде.

        в Valve, например, есть часть сотрудников, которые не могут получить H1B из-за ограничений по квоте, и поэтому вынуждены год торчать в европейском офисе.

        то есть вас примут в студию, но если вы не сможете получить визу – будете сидеть на чемоданах год. Максимов (два подкаста назад, помните?) почти год (!) ждал канадской рабочей визы.

      • Удивительно, что вообще не позабыли спросить. Могу ошибаться, но, кажется, навыки и опыт работы сейчас куда важнее.

    • andi_bigglesworth

      Наверное не “не ходите в игровую индустрию”, а “не ходить в ААА студии”. А так-то работы много и разной для художника. Выбирай на любой вкус.

    • Artem Brizitskiy

      я подумал, а ведь ты прав – конкуренции в индустрии нет, денег до жопы,работать не надо, опыт не нужен а украинское образование самое котируемое. добро пожаловать в геймдев!

    • Разве укр. образование не котируется?

  • Fotomotachi

    В связи со всей этой суровостью правды жизни, возник жизненный вопрос.
    В игровой индустрии на подножке прокатится можно?

  • SowE

    Вопрос к след.подкасту: В связи со сменой архитектуры на консолях следующего поколения, можно ли говорить о снижении цен на разработку, а соответственно и на цены для игр на консоли, и можно ли говорить о высокой вероятности взлома новых консолей. Спасибо )

    • ха ха ха

    • Тонкий у Вас юмор, однако. Оценил.

      • SowE

        Ну, надеюсь, и на вопрос найдется ответ

  • Володимир Рудов-Цимбаліст

    Короткий подкаст, да-а-а-а… =)

    • мы рассчитывали на ускоренную перемотку

      • Володимир Рудов-Цимбаліст

        Flash (не программа ) негодует =)

    • Услышав эту фразу, посмотрел на хронометраж и решил, что это у ведущих юмор такой. 🙂 Побольше бы таких “коротких” выпусков…

  • Виталий

    А я только ради этой игры купил ps3 (и больше там игр нету =( )

  • andi_bigglesworth

    Фред очень любит идиомы.

  • Кто-нибудь знает, игра CD Projekt RED (“Ведьмак 3: Дикая охота”) собрала наибольшее количество наград на E3 2013? Или есть те, у кого больше? Спрашиваю, так как количество поражает… И, кстати, у Фреда Фиерста удивительно красивый, прям дикторский голос. Приятно слушать.

    • 48 – по-моему, это максимум из того, что я видел за последние 3 выставки.

      • Что ж, звучит впечатляюще. Но они того и заслуживают. Еще бы продажи подтянуть…

  • Vladimir KUKSYNOK

    Даеш программистов в подкаст!!!

    • И все уснут, ага. 🙂

      Программистов не шибко интересно именно СЛУШАТЬ. Гораздо уместнее читать, заодно знакомясь с конкретными примерами.

  • mikezakharov

    Английским языком Фреда можно детей учить. Потрясающе ровная, правильная и понятная речь. Восхищен.

    • Isidzukuri

      Такое впечатление что он как для детей и объяснял.

  • Володимир Рудов-Цимбаліст

    И еще у меня вопрос к Сергею. Вы оцениваете Скайрим выше Одинх из Нас по гемплейному уровню. Ок, это ваше право. Но неужели в Скайриме идеальный гемплей? Я обожаю свитки, но должен признать, что гемплей там иногда косячит. Анимация куцаная, скрипты не всегда срабатывают. Разнообразия много – да, но работает все так как надо или хотелось бы – нет… В Ласт оф Аз гемплея, как вы сказали, три, но они доведены до практического идеала и баланса. Да, бывают баги в виде того, что противникам пофиг на ваших напарников, но все же.

    • А где он идеальный?

      В TLU именно с геймплеем тоже есть проблемы.

      • Володимир Рудов-Цимбаліст

        Ваше видение проблем гемплея TLU, если не секрет?

        • Стелз. Он может и реалистичный, но плохо играбельный. слишком мало визуального фидбека по поводу “видят – не видят”. Есть аудиофидбек, когда обнаруживают, но его недостаточно.

          См, собственно, любую другую игру со стелзом.

          • Володимир Рудов-Цимбаліст

            Фраза визуальный фидбек подразумевает как они ведут себя в обычном стане, когда мы еще не начали бой? Их движения или позы?

          • Не только они. Ну, в общем, в играх обычно куча подсказок про состояние игрока. Иногда тупых – индикатор, иногда менее тупых – сирены, подсвечивание частей тела, которые на свету, активная, но еще не агрессивная реакция врага: “КТО ЗДЕСЬ?”

            В TLU этого нет. Из-за этого в стелз здесь играть неудобно, точнее тут стелз идет до первого обнаружения.

            Это не game breaking ни разу, игра отличная, но неидеально, да.

          • Володимир Рудов-Цимбаліст

            Не знаю, меня наоборот такой хардкор стелса порадовал. Без индикаторов, сам смотри, сам думай. Там, кстати, был звуковой индикатор обнаружения ( такая легкая нотка бралась до накала ).
            Кстати реакция “кто здесь” самая тупая, что вообще была изобретена! Ну блин в жестоком мире они бы такие “кто здесь”. Если в Одних засекли – то сразу кучкуются и обшаривают. А если нет – спокойно ведут. Может я чуть напутал и там был “кто здесь”, но я уже просто не помню.
            В общем ждемс Свитки 6 =) Там надеюсь будет новый движок, новый графон ( все же хочется ) и переделанный гемплей ( лично мне бы хотелось ).

          • KenTWOu

            >>>Кстати реакция “кто здесь” самая тупая, что вообще была изобретена!

            Не могу сказать, нужна ли такая реакция TLOU, не играл. Но именно изобретение этой реакции у AI позволило стелс играм выделиться на фоне экшенов. Стелс игры максимум построены на одних только этих реакциях. Ты украл вещь, открыл дверь, взломал компьютер: “Куда она подевалась… кажется, дверь раньше была заперта… он же был выключен…”, – это фидбек для игрока, что он допустил ошибку, что AI сейчас отклонится от стандартных маршрутов патрулирования и начнет поиски игрока. При этом игрок останется незамеченным в стелсе, если вовремя среагирует. Программа максимум – реагирование на все возможные действия игрока. А вы ниже радуетесь каким-то мелочами – тому, что противники вас слышат и у них боковое зрение широкое.

          • Володимир Рудов-Цимбаліст

            А как еще должен идти стелс? Тебя обнаружили – это уже экшен, выживай, думай, “перекатывайся”. А в стелсе ходи тихонько, убивай вражину по одиночке. При чем, что мне еще нравится в TLOU, так это противники слышат и у них есть боковое зрение. По крайней мере у меня они видели реально!!! Я просто кайфовал от этого!

  • Yaroslav Bunyak

    Что за песня в конце подкаста?

  • Fewcher

    Ребят, подскажите пожалуйста подкастов на английском. Тема уровень англ любой. Перепробовал некоторые популярные подкасты, но ничего не идет – становится скучно минут через 10. На русском же все норм и слушаю под десяток подкастов в неделю. Спасибо.

  • Andrey Krut’ko

    Это приятное для ЧСВ ощущение, когда ты понимаешь всё что говорит американец в живом общении.
    Интересное и приятное интервью с Фиерстом, спасибо.
    Хотя наверное излагаются банальные вещи 🙂

  • jyuart

    100 тысяч копий! Аха 🙂
    http://kanobu.ru/news/the-last-of-us-stal-samoj-prodavaemoj-igroj-v-mire-366527/
    1,3 млн. не хотели?

  • Сергей

    Название для подкаста “Алёнкин Ком” Галёнкин забраковал – пусть тогда будет “Алёнкин Корм”.

  • @IgnatMetelkin

    Вырежу интервью с Орловским, буду слушать каждый раз перед сном.

  • @IgnatMetelkin

    А Фред Фиерст очень крутой, очень интересно его слушать.

  • Valentin Gritsenko

    Классный подкаст, интервью интересные.

    Артём из Naughty Dog конечно нагнал депрессию, вот всё это “пока ты спишь – враг качается”. Но взгляд интересный.

    Орловский интересный. Кстати, впервые его лично услышал. Ачивка! 🙂

    А вот Фред Фиерст вдвойне замечательный. Интересные истории, толковые советы, много мудрости. Пересоветовал подкаст зарубежным знакомым (тем более кто знает Torn Banner / Марка Рейна не по наслышке).

    Спасибо за подкаст!

  • sharperenko

    Сергей, а что за композиция в конце подкаста играет? Было бы хорошо, если бы в описании все музыкальные композиции указывали, иногда очень любопытные попадаются

  • rBakhmann

    по поводу кранчей и овертаймов тут вдруг подумалось – они ведь могут
    быть не только от плохого управления проектом, возможно это как раз
    пример эффективного управления проектом – сотрудник работающий 7*24
    много удобней его ленивых и уходящих вовремя с работы(вот же наглецы!) коллег по цеху. ..А еще подумалось, что геймдев-индустрии, ее исполнительной части, не хватает профсоюза выгоняющего в отпуска и к семьям и напоминающего планирующе-управляющей части, что овертаймы это исключение, а не правило

  • Mihail Oryol

    D: были бы Вангеры 2 правдой, я был бы оооочень рад т.к. одна из первых компьютерных игр в которые я играл и прошёл, до сих пор весь мир цепи помню.

Scroll to top