Сезон 2,
2:03

47. Сергей Орловский о том, как делать игры

Сентябрь 03, 2013

Сергей Орловский, глава Nival, рассказывает о том, как сделал свою первую игру, как экспериментировал с геймплеями, о своей любви к глобальным стратегиям и о том, что делать начинающим разработчикам в этой индустрии.

Ведущие – Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

Содержание:

00:00:00 Вступление
00:02:30 “Морские Легенды” и Russian Six Pack
00:07:00 Как придумали “Аллоды” на кухне
00:11:00 GDC как главный источник информации
00:14:00 Про не сложившийся скачок для российской разработки игр
00:20:00 Консольные игры Nival и Outcast 2
00:23:00 Про пользу от работы с продюсерами CDV и Ubisoft
00:30:00 Как немецкие юристы делали моды для “Блицкриг”
00:35:00 Удачные и неудачные изобретения Nival
00:39:00 Придумывание и исполнение
00:41:00 Участие в советах директоров
00:44:00 В чем разница между старым и новым Nival
00:48:00 Почему Nival идет от free-to-play к старой модели в “Блицкриг 3”
00:55:00 Что движет Сергеем Орловским
01:00:00 Оптимальный размер компании
01:02:00 Самый лучший момент на рынке
01:06:00 Про конкуренцию и перемены на рынке
01:10:00 Эксперименты и желание отличаться
01:15:30 Почему русские игры лучше русского кино
01:21:00 Про хорошие русские компании
01:24:00 В каком городе стоит делать компанию?
01:29:00 Другие страны, местные политики и геймдев
01:35:00 Ошибки Сергея Орловского
01:39:00 Как сделать вторую игру
01:42:00 Про однопользовательские игры
01:44:00 Про второй экран и приставки
01:46:00 Oculus Rift и Google Glass
01:50:00 Silent Storm и Kickstarter
01:57:00 Молодежь и карьерный рост

В подкасте обсуждается разработка Героев Магии и Меча 5 одновременно с созданием новой вселенной – вот древний пост в ЖЖ по этому поводу.

  • Гость

    Интересно как много желавших поработать действительно напишут что-то через форму.

    • Серверного программиста в свое время через пост в блоге таки нашли 🙂

      • famiak

        на те жалкие 200 штук? Добре.

  • Андрей Москаленко

    “А в следующем выпуске мы ожидаем Ричарда “Useless Mouth” Чиркина и Романа Гагатуна…”. Это такой тонкий троллинг !?

    • Я считаю, что летсплееры для продвижения игр сейчас очень важны – по опыту PW: Defenders.

      • Андрей Москаленко

        Можно хотя бы, было пригласить людей постарше и авторитетнее, TotalBiscuitа например

        • Да, его тоже надо позвать как-нибудь.

          Но пока при прочих равных мы отдаем предпочтение русскоговорящим гостям

          • Андрей Москаленко

            Подкасты с англоязычными гостями меньше слушают?

          • Godrik

            Конечно, это я даже без Галёнкина ответить могу, т.к. трое моих друзей, которые тоже слушают подкаст, всю английскую часть скипали.

            Просто не все люди понимают акцентированный английский.

          • Пётр Поросятов

            Выучить английский не пытаясь это сделать можно за год в интернете, просто не избегая английского.

          • famiak

            Глупые дети не могут в английский и очень обижаются, когда на их истеричные вопросы по поводу озвучки или хотя бы русских сабов к гташечке раз за разом отвечают “Выучи блять уже английский и живи нормально”. Это какое-то осознанное, принципиальное говноедство, по-моему. Они кичатся этим.

          • Семен Семеныч

            именно

          • Пётр Поросятов

            Блядь с буквой “д” пишется.

          • Филолог

            Блять – это междометие. Блядь -существительное.
            Разные части речи.

          • Пётр Поросятов

            “Блять” это неграмотное написание “блядь”, а то боженька накажет. Млять туда же.

          • famiak

            А блять – с т.

          • Пётр Поросятов

            А жывотнаэ с ы, но это не значит, что так писать – грамотно.

          • famiak

            Вам уже объяснили грамматику, зачем вы продолжаете говорить чушь?

          • Пётр Поросятов

            Прекрати придумывать новые слова, от них у тебя язык лопнет.

            http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82#.D0.91.D0.BB.D1.8F.D0.B4.D1.8C

          • famiak

            Слив засчитан.

          • Пётр Поросятов

            Свой слив засчитал? Похвально, не каждый день видишь, как люди признают, когда обосрались.

          • famiak

            Ссылка на википедию, да еще и русскую, в приличном обществе трактуется однозначно.

          • Пётр Поросятов

            С каких пор мудакам в приличном обществе что-то трактовать разрешили? Да и кто их в приличное обещство-от пустил? Ты свой аватар-от видел хоть?

          • famiak

            Ну наконец-то, а то я думал до этого уже и не дойдет. Лечи пукан, лалка, я отчаливаю.

          • Пётр Поросятов

            Зачем мне тебе что-то лечить? Медику позвони, он тебе и полечит.

          • Shmatter

            где?!!давайте ее сюда!!!

          • Shmatter

            вот в таком темпе, вряд ли тот, кто так учил, начнет нормально понимать разговорный акцентируемый английский.

          • Пётр Поросятов

            Вот в таком темпе я его и научился понимать, а пока в переводах сидел нихера не знал.

          • Немного меньше, да. Не сказать правда, чтоб принципиально меньше.

          • lakoros

            Надеются что что-то интересное и на русском проскочит.

          • Из взрослых летспейщиков-обзорщиков оч нравится Хаг (letsplayporusski). Обрати внимание, толковый человек.

  • Семен Семеныч

    сразу бросилось в глаза “что движет Сергеем Орловским”, с него и начал. кто писал плот – тот маркетолог.

  • Godrik

    “А в следующем выпуске мы ожидаем Ричарда “Useless Mouth” Чиркина и Романа Гагатуна…”

    Круто же, интересно будет послушать.

    • Kelolov

      Сомневаюсь. Что они интересного могут сказать по теме игр?

      • Они могут сказать, как с ними работать при продвижении игр.

        • dobrodum

          А то ты не знаешь Серега? Бабло платишь, он будет делать летсплеи по игрушке и кудахтать какая она хорошая, хотя на самом деле может быть по разному.

          • У меня мало опыта с русскими летсплеерами, но все западные летсплееры играли в наши игры бесплатно

        • FrostNova_R

          Уж позвали бы иностранных летсплееров. Зачем этих “известных и интересных” ребят-то?

          • У Юзи почти миллион подписчиков, у Бисквита чуть больше миллиона.

            Ну я повторюсь, при прочих равных я бы лучше послушал русскоговорящих.

          • Пётр Поросятов

            “Юзя” кряхтит и орёт в видео по IWBTG и HW, Бисквит занимается аналитикой, индюшатиной, глубоким анализом и всем таким.

          • lakoros

            Честно первый раз про Юзю услышал. развелось их как грязи…Вот помню Медисон был.

          • Guest

            TotalBiscuit’а например. Был бы этакий веселенький кроссовер подкастеров.

            АПД: Черт, не успел с идеей

    • Pavel Shestakov

      Прочитал Ричард, подумалось Герриот. Тогда уж Клиффа, Ромеро и Кармака =) А что? Почему бы нет. Только Мулиньё не нужно…

      • Pavel Shestakov

        Да кого я обманываю, и Мульниё тоже!

        • Shmatter

          Ке-на Ле-вайна!!!Ке-на Ле-вайна!!!
          *скандируют трибуны*

  • Пётр Поросятов

    Тут монетизацию обсуждали – плачу 10$ за версию 48 подкаста с вырезанными “гостями”.

    • dobrodum

      Послушать их будет на самом деле интересно, вот только ничего нового они не скажут, все и так давно всем известно что к чему.

      • Пётр Поросятов

        Под “их” ты имеешь ввиду профессию или конкретно этих двух?

        • dobrodum

          Этих двух. Раз уж их позвали, то придется слушать их, а не кого-то другого. А какая это к черту профессия? Так хобби. Да оно приносит неплохие деньги, но на всю жизнь тебе не хватит этим заниматься.

          • Пётр Поросятов

            Но больше чем тебе на заводе, если конечно адблок не учитывать.

          • dobrodum

            Не нужно про себя рассказывать. Я тоже на ютюбе делаю лестплеи и обзоры и за первый месяц получил 500$, что уж говорить про этих двух, с ихними просмотрами и количеством подписчиков. Они зарабатывают тысячи баксов ежемесячно.

          • Пётр Поросятов

            Про кого?

    • lakoros

      Сейчас на трекере оформим с вырезанными кусками по заявкам. Откроем новый жанр пиратсва!

      • Пётр Поросятов

        Не, тебе платить не буду, только Галёнкину и Климову.

        • lakoros

          Вообще то за правильное сведение и вырезание нужно Кузьмину заносить!

          • Пётр Поросятов

            Но он не светится, он серый кардинал.

          • Shmatter

            да он, как серый кардинал потом с Галенкина и Климова соберет. Ведь недаром он Михаил, а они Сергеи.

    • famiak

      Кстати да. Номад в свое время был в АК, слушать было интересно.

      • Пётр Поросятов

        А при чём здесь Номад?

        • General-El-Consult

          Его вырезали из нарезки интервью прошлого подкаста. Но сам логику вопрошающего не совсем понял)

          • Пётр Поросятов

            C твоей помощью – понял. Он подумал что я плачу за вырезанных гостей, не увидев цифру 48, а не за вырезку детей из следующего.

          • famiak

            да, именно так и было

  • Dmitry Orlov

    Чтобы победить дракона, нужно стать драконом.

    • yup, а также – когда все стали вокруг драконами, дракон уже не сможет просто так весь рынок терроризировать.

      • Dmitry Orlov

        Steam? Не со всем про то, но всё же.

        • в том числе – скорее про Humble, который мета-Steam (ибо торгует ключами оттуда), и как следующий ход – Humble Widget, который ставят разработчики на свои собственные сайты для продажи DRM-free, а кто бы мог ранее подумать…

          • Dmitry Orlov

            Мне, как человеку довольно далекому от игровой индустрии, Humble Widget видится скорее как GOG для бедных, чем что-то реальное и с перспективами роста.

          • Dmitry Orlov

            Мало кто будет обходить 100500 площадок, а попытка сделать из этого что-то единое быстро превратится в помойку, подобную стору Ойи.

          • здесь другая логика: discovery уже сделано, человек гуглит название игры, которая ему интересна и которую он готов купить. widget делает это в два клика через amazon accounts.

          • прямые продажи известных инди-проектов дают 30% от общих продаж. я, например, купил напрямую и FTL, и Papers, Please, и KRZ.

  • GeneralElConsult .

    Если уж зашла речь о блоггерах, то позвали бы лучше http://www.youtube.com/user/BrotherWooo

  • Юрий

    А есть кто помнит ОООФИГИТЕЛЬНЫХ мобильных Аллодов еще на java сделанных? Странно, почему подобную вещь не выпустили на современных телефонах?(((

    • JiggaJigga

      Да, помню, было круто

    • Тимур

      Помню, играл в универе. Дошел до одного нехорошего момента, где персонаж застрял в чем-то и не мог выйти, а я уже сделал единственный сейв. Пришлось удалить, не узнал чем все закончилось.

  • Nilkis

    Из летсплееров тогда уж лучше позвать Артура BlackSilverUfa. Да, у него меньше подписчиков, но он считается самым взрослым, адекватным и профессиональным летсплеером в СНГ.

    • famiak

      >адекватным
      >профессиональным
      >летсплеером

      обоссы меня господь..

    • iddqd

      Из летсплееров отличный empiretv Mantich где самый хардкор, очень вдумчиво проходится только на максимальных сложностях, где обычные смертные выбрасывают геймпады в форточку, ну или goodgames Miker. Было бы интересно.

  • Kinrany

    01:43 натолкнуло на мысль о контроллерах, состоящих из отдельных элементов (кнопка, джойстик, компактный аналог мыши) и собирающихся специально под игру

    • Kinrany

      Сорт оф настраиваемый геймпад.

    • уже в работе подобное

      • Volodymyr Ivanyshyn

        Не будет проблем с поддержкой такого конструктора со стороны разработчиков игр?

  • Andrey Chudaev

    Плотность выпусков второго сезона резко возросла! Еще и по два часа! Где бы время взять только 🙂

  • Денис

    “В московский офис Nival требуются программисты на C# и Python без опыта работы”. Только на полную ставку или есть варианты?

  • Ktototam5

    хороший подкаст получился, хоть и долгий

  • Друня

    Так что же придет на смену f2p?
    Крутой выпуск кстати.

    • 13

      Камунизм

    • Снова try&buy 🙂

      • Ilya Shilin

        сега для андрющи сейчас соника шараварного выложила. каменты там конечно мрак и стыдоба но я лично себе прикупил …

    • мне кажется f2p сохранится и просто попадёт в общую копилку моделей, а использоваться будет там, где это уместно… А не то, что повально все ломануться отказываться (хотя стадный инстинкт никто не отменял), но лучше просто головой думать… было здесь как-то бурное обсуждение тонкостей применения f2p.

      • Друня

        Извиняюсь за наглость, а не подскажете где это обсуждение было?

  • irvinesykes

    петицию на сайлент сторм то уже составили?

  • max1mum

    на фотке брат Подшибякина (внешне)

  • ooups

    Очень интересный подкаст получился.

  • famiak

    >В подкасте обсуждается разработка Героев Магии и Меча 5 одновременно с созданием новой вселенной – вот древний пост в ЖЖ по этому поводу.

    АА!!! Дождаться бы вечера!

  • LorD

    Отлично, как обычно

  • Gadzhega

    Реквестирую директорс кат бандл первого сезона! И как бонус тем кто оформил предзаказ – вырезаный час из этого подкаста!

    • ooups

      Да там же вырезаются в основном паузы и всякие “ээээээ” “ну это…” и прочее не несущее никакой информации. Не думаю, что вы почерпнете из этого, что-то полезное. Хотя продают же грязные майки спортсменов фанатам… 😀

      • Gadzhega

        Там же часто говорили что повырезали кучу инсайда 🙂 Так что хотеть директорс кат версию!

        • Мы шутим, инсайд вырезали всего пару раз.

          Вот из этого конкретного подкаста помимо провисаний “эээ, ммм” и перекура я убрал скучные моменты – про детство, Мир-Диалог и собственно всё.

          • Evgeny Belyaev

            Про детство Орловского и Мир-Диалог, думаю, тоже интересно бы было.

          • Ну вот в этом конкретном случае там ничего интересного не было, чесслово 🙂

          • Evgeny Belyaev

            http://allods.gipat.ru/index.php?p=nival Вот тут кстати большая статья про историю Нивала которую я когда-то писал. Сейчас задумался о том, чтобы дополнить и обновить… спасибо за выпуск)

          • Пётр Поросятов

            Старик Моргенс, ты ли это?

          • Evgeny Belyaev

            Ну а кто ж еще. А Вас без синего и в гриме я не узнаю.

          • Пётр Поросятов

            Грим там есть, если приглядишься, только – тссс.

          • Пётр Поросятов

            Хочу детство!

  • Прохожий

    Так и не понял из подкаста, почему все считают должным ругать Орловского. Я бы хотел чтобы у меня такой руководитель был. По крайней мере в плане командного духа и отношения к работе. Такие вещи сейчас сложно найти.

    • Evgeny Belyaev

      А можно поточнее, кто эти все?

      • Прохожий

        Я не знаю, читал раньше на ДТФ или еще каких-то там блогах и почему-то в голове засела мысль, что Орловский – плохой и хитрый.
        Послушал подкаст, теперь разве что хитрый.

        • а вы не читайте DTF, особенно на ночь ))

          • Shmatter

            да, дтф уже не торт. В смысле не тот…

  • Vladimir KUKSYNOK

    В подкасте явно нехватает программистов!!!

  • Дима

    Замечательный выпуск. Спасибо!

  • Gadzhega

    Кстати а вы собираетесь позвать кого-нибудь из Best Way? чтоб они рассказали про разработку тактических стратегий, и о том как продвигаются работы над Новым Союзом, и почему они таки решились разрабатывать отечественный фоллаут?

    • Выйдет – позовем 🙂

      • Gadzhega

        Ох, да я до этого времени состарюсь. От них же вообще ничего практически не слышно 🙂

        • Дык они чуть ли не в декабре выходят, разве нет?

          • Gadzhega

            ну точной даты выхода вообще нет. Только пишут везде что запланирована на 2013-й год. И все.

          • passerby

            загуглите последний Шмодкаст от gamer.ru..

  • Михаил Куликов

    Хочу silent storm. Готов скинуться деньгами.

    Делайте опрос 🙂

  • Николай

    Что может привлечь игровые студии в город? С какой стороны можно к этому подступиться? По-моему, Иваново может отлично подойти на роль эдакого инкубатора игровой разработки. От Москвы не так далеко, плюс не прекращается расширение города. Огромное число молодёжи, так как много ВУЗов. Сейчас есть офисы больших разработчиков социалок/мобилок (Social Quantum, Game Insight). Да и ещё некоторые софтверные с 50+ человек вполне нормально себя чувствуют. Городу нужны рабочие места для молодых людей, наверняка про какие-то уступки можно договориться. Так что способно привлечь игровые студии в город?

    • Хорошие офисы, недорогое жилье, инфраструктура (транспорт, магазины, интернет).

      Если город хочет привлечь, пусть походят по компаниям, предложат какие-то условия для переезда. Я вполне верю, что средние студии могут переехать.

  • Спасибо за славный выпуск. Пока что добавить больше нечего – нужно переварить…

  • Пётр Поросятов

    Я люблю интерфейсы блоками в стратегиях – на то они и стратегии, что не пресс х ту вин.

  • GvinP

    Было бы здорово, если бы вы пригласили кого-то из журнала “Шпиль!” к себе. Они ведь на данный момент единственное печатное игровое издание в Украине, а начиная с 2014 года будут выпускаться еще и в России и в Белоруссии.

    • при всём уважении, о чём говорить – учитывая, что это подкаст для индустрии? что смогут вынести из такого выпуска те, кто планирует работать с играми/уже работает с играми?

      • GvinP

        Нуу, а если кто-то раздумывает над карьерой игрового журналиста?)
        Хотя да, соглашусь, такое предложение было немного опрометчивым с моей стороны. Не особо вписывается в тематику подкаста.

  • Shoogo

    Второй экран это вин, то есть Nintendo идет тем путем?

  • Вилко Роджер

    Послушал Орловского, и стало страшно жить.

  • Beton

    выпуск отличный, что и говорить, Спасибо вам. И Сергей молодец, вообще все Сергеи молодцы. Но вот не согласен я с Орловским на счёт Окулоса, к нему вся прогрессивная геймерская общественность уже давно готова, лишь бы цену не задирали при выпуске и станет стандартом индустрии как компьютерная мышь в которую тоже не сразу поверили.

  • Ivan Zenkov

    01:15:30 Почему русские игры лучше русского кино

    Шутка достойная театра “Кривое зеркало” Евгения Петросяна. Хороших русских игр можно пересчитать по пальцам одной руки и хорошим в них будет прежде всего то что они не похожи на русские игры.

    • Начинайте загибать пальцы –

      King’s Bounty (две игры)
      Space Rangers (две игры)
      Вангеры

      Вроде пальцы одной руки закончились? Продолжаем –

      “Анабиоз”
      Silent Storm (два проекта)
      “Аллоды”
      “Демиурги”
      “Проклятые земли”
      Блицкриг (допустим, засчитаем два проекта)
      “Эадор”
      “Казаки”
      S.T.A.L.K.E.R. (сколько считать? 2 проекта? 3 проекта?)
      Metro 2033
      Metro LL
      Cut the Rope
      “В тылу врага” (сколько считать? 3 проекта?)

      Уже более двадцати.

      Призываю в качестве контр-аргумента дать список хотя бы 20 хороших и _успешных_на_международном_рынке_ проектов кино за тот же временной промежуток?

      • Garrett

        кстати, перечисленные с редкими исключениями можно сгруппировать в GSC(4A included), Katauri, Nival )

        • можно!

          вопрос в том, почему нельзя подобного сделать с RU/UA/BY кино?

          есть “Возвращение”, есть “Резня” (будет), есть “Кукушка”, есть “Дозор” (допустим), но большинство кинолент не попадали в Topsellers, их не найти на полках магазинов за пределами региона.

          • Garrett

            потому что топселлерс в кино – это большие бюджеты и экшон, инди в топы гораздо сложнее выбиться, чем в играх, а у нас в СНГ (у вас в РФ так точно) их привычно пилят на розовые танки и цитадели

            Нужно, чтобы прибыли от успешных проектов начали перевешивать потенциальные прибыли от распила бюджета, тогда появится стимул у тех же продюсеров вкладывать деньги, а не забирать

          • ситуация: некий разработчик получает бюджет в $500K, делает игру, залезает попутно в долги, потом вторую, третью, наконец к пятой он успешен – когда наладилась продажа на международном рынке и т.д.

            в это же время некий продюсер/режиссёр получает бюджет в те же $500K на фильм, половина уходит не понятно куда, наконец он снимает кино, кино выходит и тонет.

            вопрос: почему продюсеров кино надо “стимулировать”, если в такой же ситуации продюсеры игровых проектов 1) не воруют 2) не делают супер-нишевый проект, который заранее провален в прокате? я лично не понимаю, и считаю, что шансы одинаковые у индустрий. что сделать инди-игру, что снять инди-кино. только с играми сильно успешней пока выходит.

          • Garrett

            да, в таком сравнении я понимаю ваш вопрос)
            спасибо, действительно, ответа нет.

            Разве что предположить, что в нашей любимой индустрии заниматься созданием игр пока еще считается “дрим-джоб”, а не только бизнесом – т.е. отдельно взятый продюсер-геймдизайнер с большей вероятностью честный идеалист, чем отдельно взятый продюсер-режиссер, но это уже дебри допущейни

          • Зато есть например финансово-успешные фильмы с хорошими цифрами в чисто российском внутреннем прокате. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D1.80.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.84.D0.B8.D0.BB.D1.8C.D0.BC.D1.8B

            В тоже время мне трудно назвать успешные игры с большими цифрами исключительно на “Внутреннем СНГ Рынке”.
            Это скорее объяснимо большими различиями между играми и кино в моделях распространения, финансирования и законодательными особенностями стран…
            Проводя аналогии, кинорынок отличается от игрового, как игровые автоматы (с морским боем) от приставок и стима.

          • Кстати вот еще одна тема для подкаста, современный рынок игровых автоматов!…)

          • мне кажется, подобными проектами можно считать “Дальнобойщиков”, “ИЛ-2”, STALKER – это всё тиражи под миллион = $10M сборами в рознице. а если смотреть раньше – “Противостояние”, конечно же.

            то есть модель “своими для своих” вполне работала на нашем рынке до 2005 года где-то.

          • Да, точно, отличные примеры! Спасибо.
            Ну вот а дальше широкополосный интернет и стим изменили роль и модель издателя, настолько, что теперь выбор игрока не ограничивается десятком-сотней дисков на витрине.
            Кино еще на этот путь еще не вышло, хотя какие-то векторы в эту же сторону просматриваются.

          • А вот субсидии – это интересная тема.

            Если вы видите зеленый цвет на аватаре у человека из индустрии кино/видео (такой как у меня например) , то знайте – он протестует против субсидий в киноиндустрии http://blogs.wsj.com/digits/2013/03/06/visual-effects-industry-takes-protest-to-twitter-facebook/

            Одна из причин отсутствия разнообразия и качества российских фильмов – государственное субсидирование.

          • можно почитать вот более авторитетное мнение, чем мое: http://www.imdb.com/name/nm0820140/blog

  • Lotr

    > А в следующем выпуске мы ожидаем Ричарда “Useless Mouth” Чиркина и Романа Гагатуна

    Что интересного могут рассказать эти ребята, как им удается создавать кучу роликов, которые на 90% состоят из несения ерунды, оров и шизофазии? Или то как им удалось собрать у себя на канале ораву школьников которые все это смотрят? Эти вещи могут быть интересны людям которые хотят зарабатывать на летсплеях, но они сами информацию найдут. Вы еще бы Ваномаса позвали, ей богу.

  • Shmatter

    Были еще попытки ААА после пятых героев. Например king’s bounty. Если не изменяет память и всемогущий гугл (память то может, а гугл нет) – герои вышли в 2006 а КБ в 2008.

    • Shmatter

      и вроде как кингс баунти попытка засчитана успешной.

      • famiak

        отличная игра, без всяких сомнений

  • Вопросец

    У меня один вопрос – нафига там вообще Климов?

    • Shmatter

      он тролит.

  • Kodo

    Отличный подкаст!

  • Sergey Frolov

    Возможно, лучший выпуск. Орловский очень умен и интересен. Причем его философского плана рассуждения были не менее увлекательны, чем ответы о конкретных вещах.

  • Sergiy Seriy

    Точно лучший подкаст, спасибо! 🙂
    Ещё парочка подкастов с Орловским определённо нужны. И нужен Михаил, потому что получился формат беседы Климова с Орловским, а не дискуссии как обычно.

  • После третьего прослушивания я наконец-то сообразил, что меня цепануло.
    Телега будет здоровенная как тот язь, но уж извиняйте.

    Вот та ситуация, что сложилась с Московией по денюжке и тд. очень напоминает то, что не так давно произошло в США с киноиндустрией, когда рассыпались несколько титанов VFX, а в частности Rhythm & Hues (для тех, кто не знает – последним их фильмом был “Жизнь Пи”, а он на 90% состоит из CG). Они попали в такую ситуацию, что в ходе локальной конкуренции между очень крупными студиями по качеству стоимость разработки взлетела до небес, но мир очень резко изменился и стали появляться мелкие студии и аутсорсеры, которые могли выполнять ту же самую работу с достаточно высоким качеством и в сжатые сроки, но при низкой стоимости разработки благодаря географии – я конечно же про Азию (Китай, Тайланд и тд). Тогда все эти титаны стали вливать свой капитал и интелект (учить людей) там, плавно пытаясь перенести туда рабочие руки, сохранив в головном офисе США руководящий идейный состав. Кто-то из этих студий успел, а вот R&H чуть-чуть не успели в достаточной степени перераспределить нагрузку.

    (можете послушать из первых уст Евгения Вендровского http://www.youtube.com/watch?v=mtjkrtdAijU)

    К чему я это всё? А ктому, что Москва действительно может попать в ту же ситуацию, но в рамках СНГ. Хотя ситуация у нас получается “о двух концах”: Интернет и технологии теперь позволяют людям учиться на местах даже тем профессиям, которым в универах (пока что) не учат (то же CG, к примеру, ScreamSchool не в счёт. Человеку из региона почки придётся продать, чтобы туда попасть). Они могут и хотят работать, но на местах им просто некуда идти или они уже переросли то, что может предоставить им родной город, а кроме Москвы, к сожалению, деваться некуда. Кто-то бросает всё и едет за счастливой жизнью и бурным ростом, а кто-то опасается той самой клоаки в которую Московия себя всосала… Какова вероятность, что пузырь не лопнет и приехав туда ты, через пол года не окажешься на улице? Или что в виду конкуренции не придётся делать что-то отвратное и “социальное”? Или просто из-за своей жадности люди больше не умеют рисковать, и будешь ты сидеть и клепать чисто коммерческий продукт, оставаясь всё таким же несчастным, понимая, что делаешь авно и лучше было остаться дома (к Нивалу и Ко это не относится, убедили =))

    Собственно вопрос на пошуршать – что если в ближайшем будущем Московия подумает, с учётом современных телекоммуникаций и технологий, о том, чтобы распределять бОльшую часть производственных задач по регионам. Тем самым снизив собственное напряжение и обеспечить горящих людей возможностью отдаться своему любимому делу, не переживая, что жизнь как песок сквозь пальцы в этой жопе, почва – хамно, расти не на чем =)

    Я имею в виду не просто помощьсоздание студии в другом городе, как сейчас в том же Воронеже пытаются собрать подмогу для AllodsTeam на Аллоды и SkyForge. Вакансии висят, а людей нет – потому что учиться негде, всё загребла Московия, все кто могли – уехали и уже там. А я говорю об увеличить доли аутсорса как такового. Посмотреть смеле в стороу контратеров, аутсоверов как полноценных участников проекта и команды. Да, это и рисково и накладно по координациивзаимодействию, но может стоит перестать опасаться недобросовестных личностей (их и в офисе не мало, зачастую), видеоконференции уже можно хоть из леса стримить и тдитп. Зачастую значительная часть работы (особенно чисто производственных задач) не требует моментальной отдачи. Я уже молчу про то, что любой хороший художник, программист или писатель скажет, что он может выполнять задачи раза в три эффективнее в комфортной обстановке, когда удобно и где удобно.

    ЗЫ: один пример, он достаточно уникальный, но.. японская компания Applibot. Они занимаются созданием карточных игр. Что они сделали: вместо того, чтобы набирать орду художников для покрытия всех задач – они обратились к сообществу в интеренете и раскидали предложения всем, более-менее видным авторам и дали им полную свободу. Кто-то нарисовал по паре работ и пошёл дальше, а кто-то до сих пор с ними работает. Они выпустили несколько серий игр в разных вселенных и теперь эти арты просто заполонили сеть. Люди визжат от радости. Компания получила имя, репутацию, а авторы – работу и рекламу. Рисовал весь мир….вот =)

    Благодарствую за терпение. Всем бобра!

    • На самом деле все и пытаются вывезти рабочие руки за пределы Москвы. Про Nival все и так в курсе, он давно это делает, но вот Wargaming, Mail.ru, GI – все хотят работать в регионах, строить там команды и производство с менеджментом из столицы (в случае WG – Минска).

      • Будем надеяться… но есть подозрение, что за моей телегой потерялась суть вопроса, на всякий случай выделю:

        Я имею в виду не просто помощьсоздание студии в другом городе, а говорю об увеличении доли аутсорса как такового. Посмотреть смелее в сторону удалённых контрактеров и фрилансеров как на полноценных участников проекта и команды – Сотрудник, но не inhouse, если пренебречь сложностями коммуникации и координации, которые сейчас не являются основной проблемой, как мне кажется… Но тут может возникнуть другая загвоздка – как оценивать такого сотрудника (зп): по внутренним меркам компании, или делать скидку “по месту жительства”? Хм…

      • http://habrahabr.ru/post/199114/ Вот что я пытался сказать и узнать как к этому относится отечественный (и не только) геймдев.

        • Распространенная практика на самом деле.

  • Dmitry Konstantinov

    Круто, спасибо! Один из лучших подкастов за последнее время

  • Dmitrij Bugajev

    Понравилась философия Сергея относительно принципов разработки. Хотел бы поработать на него когда-нибудь.

  • SoliD

    А-а-а… russian six pack, я помню его рекламу в журнале техника молодёжи!

  • Shurik

    Герои 5 лучшая игра! В свое время, с другом, в нее играли не отрываясь.

  • Горн

    ребят как устроиться в бэто тестеры игр ?

  • Гена Воробьев

    А откуда музыка в конце?

Scroll to top