Сезон 2,
2:01

51. Леонид Енин про концепт-арт

Сентябрь 28, 2013

Леонид Енин, старший художник по концептам в Eidos Montreal рассказывает о концепт-арте, работе в Канаде и рисовании. Кроме того мы обсуждаем SteamOS и GamesNight в Воронеже.

Ведущие – Сергей Галёнкин, Михаил Кузьмин и Сергей Климов.

Содержание:

00:00:00 Вступление
00:01:00 Свежие мероприятия
00:05:00 Sociality Rocks
00:11:00 Обучение школьников
00:13:00 Про доклад Олега Яворского о комьюнити
00:15:00 Киевская встреча со слушателями
00:17:00 Как нашу официантку взяли в Wargaming
00:19:00 Steam OS, Steam Machines и гейбпад
00:26:00 Стриминг от Microsoft, Sony и Valve
00:30:00 Интервью с Леонидом: немного о себе
00:34:00 Поиск работы за рубежом
00:35:00 Почему программисты получают больше художников
00:36:30 Как Леонид стал художником, а не программистом
00:40:00 Комьюнити и культура как важные инструменты для самообразования
00:42:00 Как устроился на работу в Москве из Оренбурга
00:50:00 Разница между российским и канадским геймдевом
00:54:00 Чайка-менеджмент и ручное управление
01:00:00 Как Леонид попал в Канаду
01:11:00 Русская тусовка в Gameloft
01:15:00 Чем Леонид занимается в Eidos
01:20:00 Передозировка рисованием
01:22:00 Оборудование для рисования
01:23:30 Внутренняя конкуренция и молодое поколение
01:28:00 О чем мечтают разработчики?
01:31:00 Совет Леонида себе самому пять лет назад
01:35:30 Вопросы Леониду
01:52:00 Сергей Хатенков про Games Night в Воронеже

  • bdgtw

    Круто-круто-круто.

  • Aizenn Simple

    Спасибо за подкаст!

  • ToxaWK

    Хоть вопрос совершенно не к месту, но больше спросить негде)
    Подскажите название мелодии в конце 42-го подкаста!

    • Это же задачка каждый раз, зачем спойлерить ответ?

      • ToxaWK

        Эти задачки не решаются, а накапливаются D
        Колись по поводу оутро в 42!!!

        • *сжалился, хотя в комментариях к тому подкасту люди угадали* – Penny Arcade’s On the Rain-Slick Precipice of Darkness 3 – Battle

          • guest

            а что играет в 38 подкасте с программистами?

          • Veizer

            Музыка из саундтрека k игрe Element4l

        • Дзен Гаутама

          По поводу этого выпуска стыдно должно быть не знать главной темы Deus Ex HR 🙂

      • guest

        Хотите узнать что играет в конце подкаста? Отправьте смс на номер 8-800-KKSTRTR…

      • Гена Воробьев

        Это не задачка, это еще один способ монетизировать подкаст.

        • Скорее правообладатели этой музыки начанут её монетизировать через создателей подкаста.

          • Гена Воробьев

            Поставить вашу музыку в конце нашего подкаста — $99, сказать слушателям название трека и имя исполнителя — бесценно.

  • Is Saliev

    Спасибо большое!

  • Fotomotachi

    Спасибо.
    Хочу подкаст про зарождение игры, про воплощение идеи в дизайн документ.

    • guest

      Как правильно начинать делать игру?

      • Fotomotachi

        Да, как из разряда идеи игра начинает материализоваться.

        • Гость

          Маттиас Кемпке об этом говорил.

    • famiak

      У меня есть идея игры. Суть такова..

    • lollipuss

      +1, нужен отдельный подкаст про то как надо писать ТЗ и проектную документацию в целом.

      • Гость
        • lollipuss

          Там не то, там про препродакшен и бизнесплан, а я говорил про внутренние доки когда разработка уже началась.

          • Гость

            это, видимо, надо уже смотреть в прайсе Charlie Oscar

  • вася

    Хороший подкаст, человека было интересно слушать. Про пятничное пиво был приятно удивлен, почему то ошибочно думал что на западе все строго с этим и стерильно.

    • Schrodinger’s_cat

      В Ирландии, например, на територии кампуса одного из универов есть паб. Специально для всяких пятничных пив и особых атмосфер.

      Возможно проблемма в том, что там выпивают, а у нас склонны бухать.

      Подкаст замечательный. Слушала в паралель с черчением и размышляла о том, что явно не тем занимаюсь.

    • Mihal

      В Германии в некоторых научных институтах тоже проводятся такие пивные пятницы, но у них это приурочено к пятничным докладам. Тем не менее такие мероприятия направлены на обсуждение проектов, поиск полезных знакомств и связей. Через такие мероприятия новым студентам проще интегрироваться и “вливаться” в коллектив 🙂

  • Кирилл

    Отличный подкаст, спасибо гостю 🙂

  • Кирилл

    Что за трек в конце? сидел три раза перематывал, слушал 😀

    • Qwary Batrad

  • Илья

    Подскажите как игре скачивать ваши подкасты?:В

  • guest

    –Пап, помоги с домашней работой!
    –Давай, что там у тебя?
    –Надо контент пайплайн запрограммировать, а то префабы не нестятся.
    –Уж лучше б ты на скрипке пиликал.

    • Прохожий

      — Пап, помоги с домашней работой!
      — Давай, что там у тебя?
      — Мне тут нужно репризную трехчастотную форму выучить, а то гексахорд в контральто с группетто под контрапунктом не гармонирует.
      — Уж лучше бы в Доту поиграл.

      • guest

        Шутка основана на реальных событиях в Unity3D (nested prefabs)

  • guest

    Сижу смотрю очень внимательно на фотографию Галенкина, слушаю подкаст, делаю игру.

  • guest

    К вопросу об обучении. Почему бы заинтересованным площадкам (Скрим Скул?) не поговорить с заинтересованными профессионалами и не придумать какую-нибудь простенькую программку для энтузиастов и любителей с платными лекциями?

    Формат лекций по различным темам скорее всего будет куда более популярен чем формат обучения по программе в течение академического года как по временным рамкам, так и в финансовом плане. Я бы например заплатил за пару-тройку лекций про нахождение сотрудников в команду. Сколько там берут за одно занятие преподаватели предметов по ЕГЭ? Вот наверное это или чуть больше была бы адекватная цена за одну такую лекцию

    • guest

      А мне бы хотелось послушать про то как правильно нанимать художников на аутсорс, чтобы заплатить им фиксированную сумму за N картинок и чтобы все были довольны и все было четко по договору.

  • guest

    segal-management :p

    • Dmitry Konstantinov

      Seagull, если на то пошло. Вот, кстати, ссылка на статью в Эсквайре: http://esquire.ru/coined-word-2 про всякие новомодные словечки. Мне там много чего понравилось. Про Slide to unlock, например. Или Froday. У меня такой froday уже две недели.

      • guest

        А у меня теперь “book hangover” по отношению к сериалу Игры Престолов. Вообще конечно странные у них кетчфрейзы.

        • Dmitry Konstantinov

          Лучше, чем про духовные скрепы )))

  • Виктор Ковалев

    очередной вдохновляющий подкаст))

    • Ktototam5

      валить из сраной рашки )

      • 123

        Вот и вали.

  • Ktototam5

    нужно было начинать с интервью, а потом уже всё остальное, ну и обсуждение стим-новостей слабоватым получилось

  • Andrii Vintsevych

    По поводу пользования подкаста. Обычно слушаю во время разработки игр. Иногда, делая другие полезные дела, может даже по дому, так как имею беспроводные уши. Конкретно сейчас, тестирую свою игру и слушаю подкаст.

  • Xemsa

    У меня одного скачанные подкасты стабильно крашатся на последних 15 минутах?

    • Что за плеер?

      • Xemsa

        Скачиваю фубаром(плагин подкастер), слушаю или на нём или плеером Ritmix.

        • Я сам фубаром слушаю, вроде все ок 🙁 Может проблема с загрузкой?

          • Xemsa

            С другими подкастами проблем нет, хотя они и не такие длинные. Но раз проблема только у меня, значит она и правда у меня. 🙂

          • Попробуй чем-то другим файл скачать и послушать фубаром?

          • Xemsa

            Если перекачать из фубара, то ошибки пропадают, тунец тоже сейчас нормально скачал.

          • Значит попал в пиковую нагрузку, когда все качали

  • между тем на #GamesNightMoscow про проекты на Unity пришло 120-150 человек и мы очень душевно пообщались с 1600 до 2100

    • Прохожий

      У нас кто-нибудь вообще кроме Нивала делает серьезные проекты на Юнити? Ну то есть я имею в виду не какие-то поделки, которые могли бы выйти хоть на game maker и от этого бы не стали лучше.

      • Показывали F2P от Absolutsoft’a из Питера (Contract Wars) + очень прикольный проект CarX + неплохо выглядит Snowstorm Freeride от Congo Computer Club (они раньше моды к “Корсарам” делали)

        • Прохожий

          Сергей, возьмите себе уже другой рекордер. Zoom h4n это же просто кирпич.
          http://www.zoom.co.jp/english/products/h1/
          60 грамм всего весит
          плюс у микрофонов есть дужка защита, не страшно ткнуть кому-нибудь в лицо им:)

          • Алексей ///

            лол, что? H1 – это просто младшая модель в их модельном ряду. По функционалу и (не уверен) по качеству, естественно, уступает старшим моделям.

          • Прохожий

            Ты собрался шорох одежды в интервью писать, товарищ всезнайка? Когда с людьми общаешься главное мобильность и эргономичность.

          • Алексей ///

            Для записи разговора действительно хватит функционала Н1. Просто из твоего комментария может сложиться впечатление, что Н4 – старье и отстой по сравнению с младшей моделью. Ключевое слово – “уже”. Мол, тот устарел, а этот классный.
            Кстати, лично я собираюсь брать себе Н2п

          • меня очень радует H4N для поездок, я его подключаю к MBP в виде внешнего микрофона, делаю monitor ON – и качество не хуже (а то и лучше) Rode Podcaster’a, который я перестал с собой таскать, ибо ппц какой тяжёлый вместе со стойкой.

          • Прохожий

            у h1 функции “monitor” нет, сразу пишет
            но зато от однократного нажатия громадный плюс, шанс что запись не включится в два раза меньше чем с h4n, где всегда нужно жать повторно для старта записи
            за время пользования я несколько раз хотел швырнуть его об стенку или пол из-за упущенного интересного звука 🙂
            h1 также можно использовать с ноутом, просто писаться будет и на ноут и на рекордер

          • Я себе вообще Олимпус думал брать (LS-11), пока не решил, что нафиг интервью, надо писать диалоги 🙂

          • Прохожий

            Диалоги, в смысле сидя где-нибудь? тогда нужен ненаправленный микрофон, чтобы поставить и он писал со всех сторон звук. Zoom h2 так может. Но как переносной, то есть писать держа в руке, его использовать неудобно.

          • спасибо за ссылку, в следующий раз в US посмотрю!

            я облажался с записью в этот раз, так как не отключил подсветку + не включил stamina mode, и диктофон сел уже через 2 часа после начала записи (

      • В России – мало, на Западе сильно больше, хотя пока все же не самые крупные команды: Wasteland 2, Endless Space и так далее.

  • urfin

    У Eidos завсегда классные атмосферные игры, зачастую на киберпанк-тематику и с тактическими возможностями.

  • arctobeorn

    Предложение : пригласите кого-нибудь из бывших участников game.EXE. Например Александра Башкирова и Николая Третьякова. У них и свой подкаст есть – Шмодкаст. Отличный кстати только непопулярный. Вы слушали ?

    • про подкаст знаем!

      вопрос: о чём говорить? какая тема? какой будет take-away для аудитории, которая разрабатывает/издаёт игры?

      • Семен Семеныч

        дядя Сережа, при всем необъятном уважение, не форсите этот goal-oriented подход, не гонитесь так за take-away’ем, это же не учебный курс, тут есть люди которые слушают просто потому что интересно. потому что Кузьмин задорен, Галенкин весел, Климов бородат, все ламповое и родное.

        • На самом деле это можно без английских слов объяснить 🙂

          Вопрос Сергея (и мой в данном случае) – а о чем нам говорить с Башкировым и Третьяковым, чтобы это было интересно слушателям?

          Они оба крутые и умные, но что нам надо обсудить, чтобы это было не только весело, но и интересно?

          • Семен Семеныч

            все так, конечно. я только стремаюсь, когда подкаст загоняют в жесткие рамки аудитории (геймдева в данном случае). очень не хочется чтобы умный, но все-таки развлекательный, проект превратился в семинар. возможно опасения необоснованные, тогда простите великодушно 🙂

            а Башкирова с Третьяковым слушатель вспомнил наверное потому что давно не было про журналистику. кажись со времен Сальникова.

          • После Петра был еще Ярополк Раш и будет еще Илья Овчаренко 🙂

          • Артемьев Дмитрий

            Нынешние райотпикселс позовите про журналистику, чтоб полноценным подкастом, может интересно выйти 🙂

          • Sergey Volkov

            А Логвинова не будет?

            А ещё хотелось бы CEO послушать как оно в целом выходит и про бюджеты, и про найм персонала (мне особенно интересно!), и про маркетинг, и про продакшн.
            Орловский вот просто прекрасен был, его раз в квартал вообще звать надо.

      • arctobeorn

        это ответ нет ? ) а вопросы риторические ? )

        Самый главный вопрос от меня- почему так долго нет следующего шмодкаста ? )

        Ну ладно вы правы. Это уже другая аудитория . Но ведь вас слушают не только разработчики/издатели , да и разработчики может хотят услышать тоже быв.уч game.exe.Хотя может и нет.

        Создайте сайд проект Как играют в игры или Как пишут о играх! И туда их пригласите !)

        Кстати game.exe часто делал материалы связанные с геймдевом,

        Например в 2005 каком то номере – по поводу статьи ” авторский геймдизайн ” Петра Amicus’а Прохоренко(знакомое имя да ?) на dtf (ссылка – http://dtf.ru/articles/read.php?id=3584) – в общем они расспросили всех российских и не российских разработчиков до кого смогли дотянутся о АИ – Кранка , Орловского , Перри, Костикяна, Дыбовского(самый интересный !), Морозова (BestWay) и других.

        В 2004 -каком-то – Один день из жизни Орловского и Кранка.
        Там еще много было я всего не помню.- статьи (Стремовскй?из нивала) писал о геймдизайне и т.д и т.п.

        Так что у вас возможно были бы темы для обсуждения . Ну обсудили бы базовые вопросы типа как вы понимаете термин те же Автор. Игры , инди игры.Они же опытные люди .
        Или зарю Рос. геймдева. Опять же они в индустрии давно и у есть них свое мнение.

        Спасибо за внимание .Кто дочитал)

        • arctobeorn

          Еще Башкиров писал материал о игровом кино в 2004 каком-то.-Тоже тема.

          И вообще это круто пригласить учу’шников в подкаст. Вы зарядитесь энергией культового журнала и станете культовым подкастом ).Соглашайтесь )

          Климов же даже хотел создать наследника .EXE на кикстартере , или это была шутка ).Он был заинтересован этой темой! Об этом поговорите.

          О судьбах участников .УЧУ . Да вы можете сделать целую серию подкастов !
          Возьмите их вообще постоянными ведущими! Конец доминированию Сергеев !
          Нет . Вообще уходите , а подкаст КДИ пусть они ведут !)

  • Qwary Batrad

    Почему-то подкасты с художниками всегда интересней получаются, и про личную жизнь рассказал и про профессию. Был бы у меня такой препод в свое время…

  • Ramil G

    О Пермь – очень надо GameNight у нас. Я вот не смог в питер съездить на мероприятие из-за проблем с работой. Теперь хоть скрещу пальцы, авось проведут, пускай хоть такое небольшое.

    • вам к Сергею Балабанову тогда, он координирует пермскую встречу

      • Ramil G

        Разработчики Танки Онлайн?

  • Eddie

    Объясните мне, пожалуйста, где все-же работает Леонид?

    Что в анонсе гостя в предыдущем подкасте, что здесь, что у Леонида в тумблере написано, что он работает в Square-Enix Montreal, то есть здесь
    http://ca.linkedin.com/company/square-enix-montreal

    Сам же Леонид говорит, что он работает в Eidos Montreal, то есть здесь:
    http://ca.linkedin.com/company/eidos

    Где правда? Или Linkedin нас безжалостно запутывает и это все одна компания?

    Вопрос был озвучен еще в комментариях к прошлому подкасту, но был безжалостно проигнорирован 🙁

    • a) http://en.wikipedia.org/wiki/Eidos_Interactive

      b) ca.linkedin.com/in/leopardsnow

      • Eddie

        Теперь ясно, он работал в двух разных компаниях, раньше в Square Enix, теперь в Eidos.
        Просто анонс в шапке:

        “Леонид Енин, старший художник по концептам в Square Enix в Монреале (бывшая студия Eidos) рассказывает…”

        вносит смуту(

    • Leonid Enin

      На Tumblr я забыл поменять описание – я редко портфолио обновляю обычно. По вопросу – По сути это одна компания, Я работаю сейчас в Eidos, Eidos принадлежит Square Enix. Но в Монреале физически (документы и тп) это две разные компании. Я работал в Square Enix Montreal, чтобы поменять проект мне нужно было перейти в Eidos Montreal, хотя все люди сидят в одном офисе фактически :).

      • Eddie

        Спасибо за ясность! 🙂

  • solid

    По поводу игры, основанной на концепт арте например была такая визуальная новелла, katawa shoujo, которую сделал межнациональный англоязычный коллектив основываясь на единственном концепт арте японского художника. и хорошо получилось(несмотря на абсурдность состава разработчиков и задумки игры).

  • Bolwoybrat

    Позовите моделлеров, да я знаю в 39 выпуске Вадим был, но было бы круто посвятить весь выпуск и с деталями. Пример 38 с программистами из 4A Games.

    • а какие кандидаты? из каких студий/по каким проектам?

      про моделирование мне и самому интересно! z-brush и т.д.

      • И Marmoset!

      • Kyuzo

        Булгарова, Булгарова притащите 😀

        Можете кстати Андрея Максимова(http://artisaverb.info/) позвать, Очень интересная личность. Читает лекции, постоянно развивает пайплайн, сравнительно недавно работает в GameLoft в Канаде

        • С Андреем я уже делал блиц, можете послушать в выпуске по результатам E3. Он классный и мы хотели с ним сделать полный выпуск, да! Он перешёл из Gameloft’a в Kixeye, переехав в Сан-Франциско.

          • Kyuzo

            хммм, страннота, вроде слушал все выпуски, а Андрея как-то пропустил, сейчас поищу, спасибо

          • Kyuzo

            нашел пропущеный подкаст 🙂 эх, уже конечно не конец июля, но Андрея по прежнему послушать хотелось бы

          • Сергей

            БУЛГАРОВА! bulgarov.com , я вам Вадима с Тамарой советовал. Не пожалеете )

      • Любые из Nival Red, Блицкриг 3! 3ds max основное ПО!
        + Подкаст в основном для начинающих, многим будет интересно узнать, как и с какими условиями лицензировать движок для своей игры. UDK, CryEngine, Unity самые популярные и доступные!

      • Любые из Nival Red, Блицкриг 3! 3ds max!
        Подкаст в основном для начинающих, многим будет интересно узнать, как и с какими условиями лицензировать движок для своей игры. UDK, CryEngine, Unity самые популярные и доступные!

  • IDKFAICLIPIDDQD

    А почему нет подкастов про порноиндустрию с порнозвездами в гостях? (((((((((((((((((((((((((((((((((

    • lakoros

      Таких игр у нас уже не делают!

    • urfin

      набиваешься в гости?

    • famiak

      Есть.

    • Там видеоподкасты

  • Александр Еличев

    Приглашайте больше разработчиков разных, жгите еще ! 🙂
    Вот скоро вроде Тук-тук-Тук выходит, Дыбовский Игромании даже интервью давал , давайте ловите его в сети 😀

    • у Дыбовского standing invitation ПОСЛЕ выхода игры )

      если игра выйдет в начале ноября, то как раз в конце ноября его постараемся и вытащить.

      • Я, кстати, играю в Тук-Тук-Тук и он необычный и странный.

        • нам RPS уже про это рассказали, ага )

          будет интересно поговорить с Николаем, в том числе и про сроки/бюджеты/кикстартер как модель для независимых (от издателей; но зависимых от публики) и т.д.

        • Garrett

          У ледорубов даже про Карго можно так сказать)

  • Роман Николаев

    Пригласите Максима Аристова пожалуйста.
    P.S. Почему у вас только саксессстори в подкасте? добавьте немного БЕЗЫСХОДНОСТИ)))

    • не-не-не, никакого негатива!

      Аристова позовём, спасибо за идею. если он найдёт время и если Valve такое (прямую речь) разрешает.

      • А вот это, кстати, фигово.

        Сакссесс стори намного скучнее и менее полезные, чем истории фейлов. Особенно, если про фейлы честно рассказывают.

        • не путайте негатив с успехом/неуспехом )

          “безысходности” в подкасте не будет, это как болеть гриппом и пойти в автобус на всех покашлять.

          мы хотим общаться с позитивно настроенными профессионалами! которые, в том числе, рассказывают и про неудачи, но при этом которые сами конструктивны и созидательны.

          • Ну вот пока что-то историй неудач от профи я не слышал.

          • Eddie

            В этом самом подкасте Леонид рассказывает о работе с Биартом, “удачей” это назвать нельзя.

          • Только начал слушать 🙂

      • Прохожий

        Да хватит уже художников, позовите программистов лучше снова:). Из 4a games очень было интересно послушать людей. Полно же соотечественников на западе кто над триплей работает.

        • Да, сейчас ищем подходящего программиста. И еще геймдизайнера хотим

          • Прохожий

            Тодд Ховард же:)

          • “Открыта вакансия интересного программиста в подкаст к Галенкину”

          • я хотел бы позвать Олега из “Нивала”, который выступал на #GamesNight 28/09 – послушайте запись, есть на FB группе Games Night Industry Events.

          • Чумаков согласен, можем в переписке продолжить 🙂

      • dmitriilapis

        Позовите Гейбла, вдруг согласится?

        • лучше с Аристова начнём )

          • dmitriilapis

            Верно, надо же сначала телефон Гейбла узнать.

          • Прохожий

            +1gaben3

  • Laren_Door

    А повесьте где-нить на видном месте памятку со списком отечественных и зарубежных ресурсов, где художники/программисты могут на других посмотреть и себя показать – наверняка же по семь-восемь раз в неделю спрашивают.
    .
    И вот бы еще обзор индустрии по регионам Украины – понятно, что самый жир в Киеве собрался, но в Киев надо же с портфолием соваться 8) Хотя по регионам у нас вроде в основном казуальщики… Но все равно на 5 минут разговору должно хватить.

    • Обзоры по регионам я когда-то десять лет назад в Gameplay делал. Работала команда из пяти-семи человек в течение двух месяцев.

  • bdgtw

    По поводу имён точно есть закономерность. У меня отец художник, тоже Леонид.

    • Vairanu

      О господи, что мне делать? Нужно срочно менять имя “Алиса” на какое-то другое, более мужественное, видимо 😉

  • Эх тлен. Слушаю талантливых людей в подкасте и понимаю, какой я бестолковый. Пойду ещё раз летсплееров послушаю.

  • LorD

    Гость – вылитый Джеральд Батлер 🙂
    В остальном отличный выпуск! Спасибо

    • >>Гость – вылитый Джеральд Батлер
      Ну его же ЛЕОНИД зовут!
      >>В остальном отличный выпуск!
      Так сказал, будто похожесть на Джеральда Батлера, это что-то плохое.

      • LorD

        не правильно сформулировал, наоборот, очень круто)

  • iddqd

    Внезапно показалось что на картинки Джоэл из Last of us.

  • Shoogo

    Видели обучающую программу New Art Academy? Что думаете по поводу? http://www.nintendo.ru/-/Nintendo-3DS/New-Art-Academy-274501.html

  • xhouse

    В подкасте было обещано выложить ссылку на работы Леонида.
    Кину такое – http://bit.ly/19b0mKU

    Если есть более лучше то киньте.
    Спасибо за подкаст.
    Больше понравилось про зарплату художники/программисты :))))

    • iddqd

      Есть же ссылка синими буквами Леонид Енин.

      • xhouse

        Извините слепой – самое первое и не заметил 🙂

  • Dmitry Konstantinov

    Про поиск работы за границей: коллеги, шо ви як диты? На КАЖДОМ родном сайте любого нормального разработчика есть раздел Jobs или Careers. Вот for example:
    Bioware – http://www.bioware.com/en/careers/
    Valve – http://www.valvesoftware.com/jobs/job_postings.html

    и т.д.

    • Leonid Enin

      Рабята попросили появиться в комментах доответить – появляюсь 🙂

      К сожалению про это я не сказал в подкасте, как то не коснулось: на сайтах больших компаний шансов пробиться через их формы с преригестрацией очень мало, потому что потом ваше CV попадает в HR отдел, куда приходят сотни таких же писем и откуда шансов выбраться НУ ОЧЕНЬ МАЛО. Обычно в крупные компании попадают как это не смешно по знакомству, но это профессиональные знакомства. То есть когда ты достаточно известен, тебя знают арт-директора и художники как проффесионала, тебя туда приглашают персонально. Таким образом в крупных компаниях работают наиболее продвинутые люди.

      Наиболее эффективный способ все же разнообразные форумы и коммюнитиз. Потому что там обычно публикуют именно вакансии, которые сейчас нужны и открыты и шанс, что ваше письмо не застрянет в HR а отправится к арт-директору “на стол” гораздо выше.

      Как то так

  • lol

    Так это ж Джеват Йерли!

    • Shmatter

      да ладно, не похож…

  • Андрей

    Очень интересно, спасибо. Из художников было бы очень инетересно послушать Тимура Муцаева.

    • кстати, да. он ещё в Crytek ведь? можем позвать, наверное!

  • Mihal

    Я вот переслушал подкаст и меня все мучает вопрос. Вот смотрите. Молодые талантливые люди уезжают за границу, потому что в России мало перспектив для профессионального роста да и вообще для развития бизнеса. Но откуда же тогда появится выбор у нового поколения молодых талантливых людей, если их предшественники редко возвращаются назад и не строят в Росии свой бизнес по западному образцу? Получается замкнутый круг, нет?

    В Казахстане хорошо решили подобный вопрос, правда в научной сфере. Студентов отправляют по правительственному гранту учиться за границу (в ту же Германию, например), а потом они должны вернуться обратно домой и отработать там 5 лет. Насколько я знаю, студент и его семья подписывают договор, о том, что в случае не возвращения студента на родину его семья должна погасить сумму, потраченную государством на обучения этого студента. Как правило сумма достаточно большая и в качестве залога вносится недвижимость семьи. Как результат в Казахстан возвращаются хорошие специалисты, под которых создаются рабочие места.

    • Не все уезжают, на самом деле. Тут я с Климовым не согласен.

      Преимущество крупных западных городов в большой концентрации крупных же игровых компаний. У нас крупные компании во всех странах СНГ можно по пальцам одной руки пересчитать, в одном Лос-Анджелесе их больше, чем в Киеве, Москве и Минске вместе взятых.

      То есть учиться там и правда есть у кого и есть где.

      Но вот в плане переезда ради денег, Запад ничего не гарантирует, чаще можно найти нормальную работу на нормальную зарплату в наших странах.

      • Mihal

        Это да. Только вопрос был в том, как развить индустрию, если у тех кто остается недостаточное количество знаний и опыта, а те кто уехал, не хотят возвращаться?

        • dmitriilapis

          Угу, хорошо вы так питерский Нивал окунули:)

        • Прохожий

          Всегда найдется зануда, который спросит: “А почему?”.
          Да вот потому вот и все. Негде у нас крутым профи работать и точка. Полторы хороших компании на страну это конечно огромный полигон для развития. В Японии вон цунами, на солнце засуха, у нас работать негде. Shit happens, блин.

          • Mihal

            Всегда найдутся плаксы, которые топнут ножкой и скажут, что дерьмо в жизни случается.

            А вот отличный пример того, как талантливый художник (Дмитрий Глазырин) поработал в крутой студии за границей, а потом вернулся и запустил свой собственный бизнес.

            http://www.adme.ru/interview/nash-chelovek-v-platinum-fmd-377055/

          • Прохожий

            Блин, вот проблема таких людей, как мне кажется, это попытка огеройствования индустрии.
            Люди знаешь ли один раз живут. Каждому хочется поработать на интересном проекте, пожить с семьей.
            Почему кто-то должен бросать свою карьеру и учить лично тебя? Почему бы тебе не открыть браузер и набить в гугле, “как пропатчить kde под …”?

            Добейся всего сам уже наконец.

        • они могут не возвращаться, но они делятся опытом в точках вроде нашего подкаста, что означает, что любой русскоязычный профессионал за рубежом – это плюс для русскоязчной аудитории.

      • Прохожий

        Если именно из-за денег, то наверное проще как раз на запад поехать. Там их хоть тратить можно адекватно. У нас народ по 10 лет снимает квартиры за бешеные деньги, а там уже можно было бы за это время дом на земле взять. В кредит конечно. Но где ты сейчас у нас в кредит свой дом возьмешь и чтобы не за 200 км до работы?

        • Я сейчас живу в Стокгольме, где ипотека стоит 2.7%. Что означает, что программист приходит к риелтору и говорит: я могу платить в месяц €2К, подберите мне квартиру. И ему подбирают квартиру за €500, на 30 лет вперёд, и он спокойно платит столько же, сколько платил бы, снимая. На фоне бесплатной качественной медицины и детских садов, у человека фокус смещается полностью на работу, легче расти как профессионалу.

          Другой вопрос, что часто это приводит к понижению мотивации, и большинство всё равно пассивное. Поэтому в идеале рвущий всех на тряпки профессионал – это человек, выросший в Восточной Европе или в Азии, который переехал в US/EU, и там, ценя преимущества, не теряет мотивации и быстро растёт до лида.

          • Прохожий

            Ну, про мотивацию тут вопрос сложный. С одной стороны, например память о голоде, который был в детстве в 90-х и который никогда больше в жизни ты себе не позволишь испытывать, конечно как мотивация это просто колоссальный источник энергии. Но есть и побочные эффекты. Я например на психологическом уровне не могу позволить себе завести семью без своего дома. А это – отсутствие гармонии и умиротворения. Согласитесь, это тоже колоссальный источник энергии и мотивации.

          • Это тот самый Стокгольм, где ты на двоих квартиру снимаешь за 2,5К евро? 🙂

          • я снимаю, так как я не работаю на шведскую компанию, не открывал еще счета в шведском банке и налоги плачу в РФ. так что это исключение. все, кто приезжает работать, покупают квартиру и платят за нее суммарно 15-20000 SEK при зарплатах в 50000 SEK. и всё пучком.

        • Там за те же деньги дом будет точно так же в 200 км от работы 🙂

          Вот ради интереса посмотрите на стоимость недвижимости в Санта-Монике, где куча игровых компаний, вроде Riot или thatgamecompany.

          • Прохожий

            омг, так что получается, счастья НЕТ?! 🙂

          • Счастье есть, просто не всегда оно в Лос-Анджелесе, оно вполне может оказаться в Калининграде, Перми или Днепропетровске 🙂

          • Прохожий

            я имел в виду счастье с триплэй в подмышку

          • Wargaming сделал свой триплей в Минске, в разработку в котором вообще никто не верил 🙂 4A Games сделали триплей в Киеве, в который конечно верили, но только киевляне. 🙂

          • Прохожий

            ну про танки и триплэй вопрос спорный,
            а 4a games, не могут же они все СНГ к себе в офис взять

          • Я к тому, что да, в готовую triple-A студию проще переехать в Лос-Анджелес или там Монреаль, но и тут в принципе народ вроде оправился от 2008-го, потихоньку все растет.

          • Прохожий

            хм, а мне мой старый друг, лид на одном очень очень крупном российском проекте, говорит что вомгла как была, так и осталась

          • Я могу ошибаться, но по-моему во всей России вомгла сейчас сконцентрировалась в одной очень крупной компании с большим красивым офисом в Москве.

            А у остальных вроде все нормально или даже зашибись 🙂

          • Прохожий

            я про другой очень очень крупный проект:)
            вот как раз про “зашибись” и жаловался он,
            людей искать негде, профессиональное коммьюнити слабое, разработчиков, которые именно делают игры, а не крупные проекты, по пальцам пересчитать

          • Вообще с кадрами как раз потому и проблема, что все зашибись. Если бы было мало игр или людям мало платили (2008-й), тогда было бы не зашибись, а голодные разработчики, готовые работать за копейки.

            По-моему вариант с чуть перегретыми зарплатами как сейчас все же лучше, чем вариант с массовыми сокращениями и закрытиями.

          • Прохожий

            >Если бы было мало игр
            А разве их много?
            War Thunder, Blitzkrieg, Skyforge, ииии…, все.

          • Ты сейчас про крупные игры, а вообще игр же куда больше, включая всякие мобильные, например.

            Ну и еще программистов очень сильно IT-компании отбирают. Там же не все время аутсорс для китайцев, есть куча всяких необычных стартапов, где программистам не менее интересно, чем в играх.

          • Прохожий

            Ну не знаю, если бы ты сейчас Сергей привел конкретный пример других интересных проектов, где можно было бы поработать.
            Не doodle jump какой-нибудь, а что-то более вдумчивое. Не обязательно блокбастер, но что-то с грамотным пайплайном, с людьми которые понимают что делают. По моему, просто невозможно найти такое сейчас.

          • Я могу про Киев говорить, тут вот Tatem есть, там все хорошо и люди понимающие. Или в Калининграде Herocraft.

          • Алексей ///

            В Киеве много игровых компаний – как крупных, так и не очень.
            Те же 4A Games с их Метро и новой игрой про космос;
            Vostok Games и их Survarium;
            тот же Nival Red;
            Crytek Kiev, где над Ворфэйсом работают;
            Перша Студія (она же Wargamibng), самолётики делают; Ubisoft Kiev то ли аутсорсом занимается, то ли порты Assassin’s Creed’ов делает;
            Vogster, которая сейчас непонятно чем занимается, наверное, все еще над CrimeCraft работает;
            Frogwares, которая на квестах специализируется;
            Куча небольших талантливых команд вроде Flying Cafe for Semianimals, Creoteam, Sumom games и т.д.
            И конечно же, десятки студий, занимающихся разработкой игр под айОС, андроид и социалочек.

          • Прохожий

            ну я про РФ конкретно в данном случае писал, плюс добавил что не исключаю субъективного драматизирования

          • Vogster недавно сделали в ко-опе с Action Forms новый Carnivores, кстати.

          • Алексей ///

            А, вот оно что. А я никак не мог понять, как они могли сделать игру, если права на carnivores у Tatem..
            Кстати, возрождение Action Forms из пепла планируется вообще, или они так и собираются только игры для айОС клепать?

          • Tatem расширяется, у них 2 офиса (Киев и Николаев), масса проектов, они давно уже возродились ) Но это всё проекты для мобильных платформ. Думаю, такой контекст рынка. Про AAA пока речи не идёт, но у них есть какая-то “мечта” на следующий год в мобильной сфере.

          • Прохожий

            хотя конечно это может быть просто субьективизм

          • вомгла в голове конкретных людей. которые не приходят общаться с коллегами по индустрии, которые сами в себе.

            сегодня на CDPR в Киеве было 100 человек – позитивных, улыбающихся, конструктивных. какая там вомгла, ну в самом деле…

          • снимать квартиру в SM дешевле, чем в пределах садового кольца в Москве.

      • Серёга, вопрос не в сумме дохода в месяц, а в том, что ты за это получаешь. Жизнь в Москве, например, стоит нереальных денег, и получая $10K/месяц на руки ты всё равно чувствуешь себя некомфортно. Ибо любая проблема – это сразу тонна денег. От врачей для детей до покупки вина в магазине.

        • Москва – вообще некомфортный город, кто ж спорит. Но в Росии (Украине) и другие города есть 🙂

          • Извините, на остатках СССР нормальных городов ещё не построили. Если не брать варианты вроде Крыма, где природа искупает инфрастуктурные затыки.

  • Прохожий

    Жалко не успел задать вопрос гостю.
    Давно интересен такой момент. Западные компании нанимают иностранных сотрудников преимущественного небольшого возраста или же разницы особой нет?. Например 25 лет это самое то, а 30 уже многовато? Или же это все ерунда и я туплю?

    • Leonid Enin

      Привет, в принципе разницы никакой, если возраст не предпенсионный, в 55 уже сложновато найти работу фуллтайм будет.

      • Прохожий

        Спасибо большое! Значит нужно доучивать разговорный английский:)

        • Mihal

          Чтобы работать в Штатах, Канаде или Англии надо же вроде IELTS или TOEFL сдавать, не?

          • TOEFL халявный

          • Dmitry Bondaruk

            Экзамен на английском языке?! Слушатели будут недовольны

          • Вадим

            тоесть как так ТОЕFL халявный? всмысле не сложный, так это от знаний уже зависит :). или бесплатный? 😀 за него в Украине овер 100 баксов отдать надо.

            Кстати это интересный момент. Хорошо было бы услышать про то как его сдавали. Что там было, что спрашивали? Сергей, сможешь рассказать или позвать того кто расскажет?
            И если есть желание свалить за бугор, то помимо ТОЕFL или его аналого нужна виза? это полностью заморочка работодателя? Соискатель никак не задействован в получении визы?(кроме того что он должен быть специалистом)

  • Александр Терсков

    Спасибо за подкаст! Нашел вас месяц назад, все послушал! Давайте есчо!

  • Отличный выпуск. Спасибо.
    Странно, что когда Леонид рассказывал, что пытался стать программистом его не спросили, что такое сортировка пузырьком.

  • Alexander Kozachenko

    Огромное спасибо за подкаст и отдельное спасибо Леониду. И у меня еще маленький вопрос – насколько высоки шансы у художника попасть в студию за пределами СНГ без опыта работы над большими проектами?

    • Leonid Enin

      Проекты в портфолио дают конечно несомненный плюс, но скилл, в принципе, перебивает любые пафосные строчки в резюме я думаю. Вообще сейчас это достаточно легко сделать (переехать/найти работу), во всяком случае легче чем до этого.

  • xhouse
  • Александр Терсков

    Большое спасибо за подкаст! Вдохновляет!

  • Garrett

    а что за встреча со слушателями? Ее разве в подкасте собирали? %)

    • Нет, в твиттере

      • Garrett

        вот же (
        надо все-таки влезать в это микроболото…

        • Я сначала думал Сергея попросить в блоге про встречу написать, но тогда бы пришло больше, чем мы смогли бы разместить в баре. А так по размеру все вместились.

          • На самом деле оказывается были люди, которые пришли, глянули на нас и ушли, не поздоровавшись 🙁

          • Очень жаль 🙁 Могли бы и разместить еще 5-6 человек за столом, еще бы придвинули или на стойку перебрались. Тяжело быть интровертом в индустрии!

          • Алексей ///

            тяжело Т_Т

  • Вопрос к Леониду.

    Можешь ли посоветовать литературу, мануалы, ресурсы, которые поможет самом старте обучения CG Artist без скила собственно рисования. Форумы cgsociety.org/,
    conceptart.org интересные, но больше уже для профессионалов. Интересно где изучить самую базу.(сейчас как хобби пытаюсь рисовать с книжкой Бетти Эдвардс)

    Лучше стартовать с бумаги и карандаша и потом переходить на CG или связка планшет-ПК вполне сойдет?

    Сложно ли дался переход с программирования?

    Ну и интересно узнать поподробней про ваш опыт обучения, что сильно помогало ,что плохо давалось и как в итоге пришел к концепту. Заранее спасибо)

    • Leonid Enin

      Привет,
      Из мануалов и всякого прочего для новичка это книги по анатомии я думаю. Я в своё время перерисовал почти полностью книжку по анатомии – после этого все пошло намного легче. Рекомендую Бамеса.

      Однозначно сначала постараться начать карандашем рисовать, как рука будет себя чуствовать себя более менее “уверенно” вырисовывая всякие сложные формы – можно переходить на планшет. С планшета стартовать не рекомендую – можно “не туда” уйти.

      Переход с программирования дался достаточно просто – мне нравилось рисовать, было полно свободного времени и это была в некоторой степени почти фанатичная увлеченность. Просто всё же не правильное слово – было долго, порой тяжело, но весело 😉

      Ну а по поводу обучения – смотреть КАК рисуют остальные художники и пробовать повторить что-то в плане техники – это по сути бесценно :).

  • Александр Терсков

    Посоветуйте пару подкастов о разработке, русский, английский!

  • Fess

    Уже ясно кто должен быть следующим в подкасте!
    http://itc.ua/news/universum-war-front-moba-rts-rpg-ot-ukrainskogo-razrabotchika/

  • Пётр Поросятов

    Это же дрейк!

  • Гена Воробьев

    А чья борода там все время чесалась?

  • Salarian

    На основе полезных материалов и советов содержащихся в подкасте КДИ, можно проводить у себя в городе мотивационные семинары и бизнес – тренинги с выдержками и цитатами. По сути этот подкаст может стать платной лекцией, в связи с невероятной свой полезностью.

  • Max Spell

    Доброго времени, суток, дайте, пожалуйста ссылку на Facebook художника компании Nival, которого вы упомяныли в подкасте.

  • miktu

    Подкастеры, было бы клево еще сразу давать ссылочку на портфель худов, спс!

  • Влад Гирдо

    А что за эпичная музыка в конце подкаста?

  • Roman Garejev

    Полцарства за подкаст с Anry.

Scroll to top