Сезон 2,
1:47

77. Изменения на мобильном рынке и HR в игровой индустрии

Май 03, 2014

Мы обсуждаем недавние изменения на мобильном рынке, рост которого замедлился, говорим об этичности free-to-play и очень долго спорим о найме и удержании сотрудников игровых компаний.

В гостях Сергей Орловский (Nival) и Сергей Волков (Spice).

Ведущие – Сергей Галёнкин и Михаил Кузьмин.

Youtube-версия

Содержание:

00:00:00 Вступление
00:00:50 Про продажи планшетов
00:11:10 Этичность F2P (гость – Сергей Орловский)
00:25:00 Про ММО
00:31:00 Суд против проекта на Kickstarter
00:34:00 Zenimax обвиняет Кармака в краже технологий
00:37:50 Галенкин работает в Wargaming.net
00:41:00 Сергей Волков
00:42:30 Поиск людей
00:47:10 Переезд в другие города/страны
00:57:00 Как воровать топовых людей
00:59:40 Как пройти фильтр HR
01:14:50 Пункт “Я люблю игры”
01:17:15 Соционика в HR
01:25:10 Удержание сотрудников
01:41:20 Про Mumble
01:43:10 Заключение

  • Aizenn Simple

    “В гостях Сергей Орловский (Nival) и Сергей Волков (Spice).”
    А на фото кто?

    • На фото – типичные кандидаты, которые присылают свое резюме 🙂

    • Гость

      группа голубых мужчин, разумеется.

      • Пётр Поросятов

        Нет, вот они:

  • Название говорит будто вы в прямом эфире будете людей набирать =D

  • name

    Шок, Орловский идет в подкаст для того, чтобы и оттуда уволить Галенкина.

  • А “Сергей Волков (Spice)” – это имеется ввиду http://www.spice-agency.ru ?

    • Ага

      • Ну от их агентства у меня очень приятные впечатления остались просто ) Благодаря им теперь работаю, там где работаю. Правда я не про игры.
        Из игровых компаний они вроде с ZeptoLab работают…

  • dobrodum

    Так и представляю. Кругом взрывы, танки едут, истребители проносятся, все стреляют, а Галенкин с Кузьминым сидят подкаст пишут об игровой индустрии 🙁

    Но все правильно, надо отвлекаться.

    • Вы предлагаете нам с Мишей вести прямой репортаж из подсознания Киселева?

      • dobrodum

        Это невозможно.

      • Пётр Поросятов

        Горят салолёты, улиткотанки горят, командует всеми комбат-ё комбат!

        • Jon Irenicus

          Ё-комбат это Прохоров что-ли?

          • Пётр Поросятов

            Дальше горения я так глубоко не придумывал.

          • Никита Дронов

            На ё-тачанке.

      • Janeway

        Нужно больше заявлений, что Mail.ru способна превратить Wargaming.net в радиоактивный пепел

      • dobrodum

        Вы видели когда нибудь американского Киселева? Вот он: http://i56.fastpic.ru/big/2014/0503/e7/cda1f6a64f5d034645a902ab753830e7.jpg если фильм видел поймешь ))

      • Tevton

        Т.е. на украине всё спокойно и никаких погибших, а про десятки жертв врут все и Киселёв и Яценюк со всеми вместе взятыми?

    • Mikhail Pigichka

      Даже в блокадном Ленинграде работали театры и звучала музыка. Так что нужно продолжать работать, чтобы не сойти с ума.

  • John Doe

    За лучший вопрос нужно дарить слушателю Civilization V. По словам Виктора Кислого, это может помочь попасть в игровую индустрию. Хороший старт, для стремящегося человека.

  • Пётр Поросятов

    Э, так он ещё только будет, в будущем? Ну вот, а я уже WoT включил.

  • Ilya Turaev

    Так что же, может, меня прямо сегодня завербуют к себе?

    Можно прям в чат подкаста скинуть свое резюме? 🙂

    • Sergey Volkov

      лучше всё же на почту по старинке или в LinkedIn написать 🙂

  • Jon Irenicus

    Как вы думаете, это Михаил Кузмин выбросил лампу, которую Алладин нашёл в пустыне? Возможно 3 желания закончились и с тех пор, он держит около себя пару-тройку Сергеев?
    Вопрос от Сергея Сергеевича из г. Симферополя.

  • Mikhail Pigichka

    “Прямые трансляции недоступны в вашей стране из-за проблем с авторскими правами” 🙁

    • Пётр Поросятов

      Германия?

  • m0NKey bR4in

    “This live event is over.”
    That was fast…

  • Jon Irenicus

    Кал оф Дюти – гамно!
    Аллоды 1,2 – радужные фантазии детства!
    Бежит на тебя орда, достаёшь семи-ствольный посох и Бдзж!-Бдзж!

    • Пётр Поросятов

      Радужный.

  • Пётр Поросятов

    Слушаю подкаст онлаен с бесплатного вифи в московском метро. Вот до чего технологи дошли.

    • famiak

      Полтора часа по кругу, гг

  • Гость

    Это просто Сергей Battlestar Galactica не смотрел.

  • Ivan Vitoshnev

    а обещали про юнити(((

    • Ээээ… это где про юнити в сегодняшнем подкасте обещали ?

      • Ivan Vitoshnev

        в комментариях Галенкин писал

    • Мы нашли спецу из Unity оппонента, попробуем 10-го мая всех собрать 🙂

      • Никита Дронов

        Это спец из…?

      • Andrii Vintsevych

        уря.

  • Janeway

    Спасибо за подкаст!

    Под ютуб версию

    00:00:00 Вступление
    00:00:50 Про продажи планшетов
    00:12:00 Этичность F2P (гость – Сергей Орловский)
    00:26:30 Про ММО
    00:32:30 Суд против проекта на Kickstarter
    00:36:00 Zenimax обвиняет Кармака в краже технологий
    00:40:00 Галёнкин работает в Wargaming.net
    00:43:10 Сергей Волков
    00:44:40 Поиск людей
    00:49:50 Переезд в другие города/страны
    00:59:40 Как воровать топовых людей
    01:02:00 Как пройти фильтр HR
    01:18:00 Пункт “Я люблю игры”
    01:20:40 Психотипы сотрудников
    01:32:30 Удержание сотрудников
    01:46:10 Про Mumble
    01:48:00 Заключение

    • Спасибо!

      • Janeway

        Пофиксил для мп3

        00:00:00 Вступление
        00:00:50 Про продажи планшетов
        00:11:10 Этичность F2P (гость – Сергей Орловский)
        00:25:00 Про ММО
        00:31:00 Суд против проекта на Kickstarter
        00:34:00 Zenimax обвиняет Кармака в краже технологий
        00:37:50 Галенкин работает в Wargaming.net
        00:41:00 Сергей Волков
        00:42:30 Поиск людей
        00:47:10 Переезд в другие города/страны
        00:57:00 Как воровать топовых людей
        00:59:40 Как пройти фильтр HR
        01:14:50 Пункт “Я люблю игры”
        01:17:15 Соционика в HR
        01:25:10 Удержание сотрудников
        01:41:20 Про Mumble
        01:43:10 Заключение

    • Илья

      > 01:20:40 Психотипы сотрудников

      тут скорее “Соционика в HR”, потому что про сами психотипы там ничего не было

      • Janeway

        Ок, исправил, спасибо.
        Просто там задают вопрос, а через минут 30 ты уже не понимаешь почему обсуждают бухло и стриптизёрш =)

        • Илья

          К стриптизершам там свели из аналогии “HR-у нельзя врать, как и девушке на первом свидании”, потом кто-то заметил, что “девушки бывают разные” и HR скорее из тех, которые одноразовые.

  • After

    после подкаста в голове одни Мегазаводы

  • Илья

    Старательно провоцировал в чатике, но ведущие и гости на него не реагируют, а в самом чатике все обращаются к ведущим и гостям, полезных разговоров не заводят. В общем, чатик бестолков.

    • After

      Чатик норм, как инструмент откомментить слова участников.
      Есть ли в этом смысл? Иногда есть.

    • Я развитие темы брал из чатика на самом деле

      • famiak

        Стоп, т.е. вот эти каменты и “чятик” – это два разных места? 0.о

        • Ага, чатик на Ютубе во время трансляции

          • famiak

            Ааа, вотоночо. Спасибо.

    • Мы пока еще не умеем работать с аудиторией чата, пришедшего на прямой эфир – это правда. Но там уже сформировалась СВЯО АТМСФРЕА. В идеале надо следить, что пишут люди и задавать вопросы гостям или передавать самое интересное в эфир, правда пока что такого не очень много на самом деле. И так как у нас есть уже вопросы гостям и план беседы, это тоже сложно. Будем учиться работать.

      • Илья

        У меня был первый опыт с чатиком и оказалось, что во время подкаста на чат приходится отвлекаться: начинаешь пропускать реплики, слушаешь в пол уха.
        У людей все-таки ограниченные ресурсы на внимание.
        Есть подозрение, что у ведущих тоже; поэтому если кто-то будет передавать в эфир интересное из чатика, он не сможет полноценно участвовать в разговоре с гостями и на тему подкаста.

        • Ведущие должы справляться 🙂 Чатик – это скорее самостоятельная тусовка, которая собирается пообщаться с людьми по интересам и живет своей жизнью. Уже есть свои завсегдатаи.

          У меня есть еще мысль делать “послешоу” в Мамбле, обсудить уже с людьми, кто прослушал выпуск и хочет что-то сказать или дополнить.

          • After

            Afterparty! 🙂
            Хорошая мысль. Заманчиво обсудить сразу после подкаста.

          • Илья

            Интересная мысль

  • Артём Князев

    ждем с ссылку на скачивание.

  • Timur

    Про мимолетный укор MTG в отсутствии бесплатных карт хочу заметить: у них регулярно (по крайней мере раньше) проходили акции, где новичку выдавалась базовая колода на 40 карт при предъявлении флаера. Я таким образом и втянулся, благодаря “Ведьмаку 2”.

    • Janeway

      О каком это MTG?

      • Timur

        Magic The Gathering.

        • Janeway

          Это где они выдавали колоду из 40 карт для настолки?

          • Timur

            В любом официальном клубе-магазине.

    • Azro

      Да, было такое с Ведьмаком. И одна карта рандомная с каждой игрой шла.

    • SlowJoe

      Они и сейчас выдают халявную промоколоду любому попросившему.

      • Timur

        Замечательно, а то я в провинции не слежу за тенденциями.

  • Артём Князев

    имеет смысл ждать ссылку на скачивание в ближайшие 10 минут? или хотя бы имеет смысл ждать ответа на этот вопрос?

    • Janeway

      Первые два выпуска мп3 через 30-40 минут выкладывали

    • Минут 30 еще

      • Артём Князев

        20+30!!!!! Аааа!!! уже ломка началась на тяжелый наркотик под названием – подкаст “как делают игры”

  • shashok

    Каким образом помирились с Орловским после конфликта Nival Red -> Red Beat?

    • Мы с ним не ссорились

    • Илья

      Ну очевидно же: переход Галенкина в Варгейминг был условием присутствия Орловского в подскасте.

    • Конфликт был с Мироновским, а с Сергеем у нас всегда были прекрасные отношения 🙂

    • shashok

      Понятно. Просто обычно в подобных конфликтах не получается дружить с обеими сторонами (Мироновский / Орловский), особенно работая в Red Beat.

  • Матвей Кузин

    Вот у меня на Ipad mini вылетает hearthstone. Книги читать – не лагает, покупать новый планшет не буду, но намек понял.

  • ужасно захотелось отписать мнения к паре крайних комментариев, но лучше заслушаю для начала разговор… завтра, как проснусь =) Авансом, бобродарствую!

  • Ivan Vitoshnev

    Гейм дизайнер, гейм дизайнер это ж ни о чем)). Арт художник и 3д художник вот сила)))

  • Andrey Sarafanov

    Благодарю за отличный выпуск. Так держать!

  • Alexandr Shipulin

    Cкачал быстренько подкаст, прочитав только название, немного пропустил начало и только к середине понял, что один из гостей – Орловский. Вот это приход.

  • cr.vlad

    А можно Орловского каждый раз в подкаст звать?

    • After

      Но тогда он надоест. Уж лучше редко, да метко.

      • Criogen

        Галенкин вот не надоел

        • After

          ну он и не гость 🙂

    • Гость

      Орловского новым ведущим!

      • Пётр Поросятов

        Новым Сергеем.

    • Он не сможет, я боюсь.

      Но да, звать его регулярно было бы здорово 🙂

    • Постараюсь почаще заходить 🙂

  • Артём Князев

    Так что там про “квок”?

    • Про кого?

      • Артём Князев

        Ну сначала ты говорил “квэйр”, а потом оказалось “квок” (могу и ошибаться). Поучительная история о том как один разработчик, что то хотел, а компания что-то сделала. Когда вы ты о ней говорил для всех были помехи. Михаил еще пошутил, что американские спецслужбы создают помехи.

        • А, это я про разработчиков Kerbal Space Program говорил, которые Squad.

          Они были маркетинговым агентством и согласились сделать одну игру только чтобы их главный технарь не уволился в разгар сезона 🙂

          • SlowJoe

            Внезапно кулстори)

            Кен Ливин наверно тоже так хотел, но не прокатило)

          • Артём Князев

            То есть технарь? Программист что ли? Программист который хотел стать геймдизайнером.

  • Пётр Поросятов

    AoE эффект в этом ITT.

  • Пётр Поросятов

    Плашку купил себе и менять не собираюсь пока не сломается. С телефонами так же поступаю. Апгрейд ради апгрейда – это уже роскошь или фанбоизм. Причём полный компьютер те же восемь лет спокойно живёт. Железо-от растёт, но потребности софта не меняются со времён седьмого поколения. Восьмое впрочем тоже со времён седьмого не поменялось.

    Хартстоун это не F2P и поэтому там нет P2W. Она изначально CCG, а в этом жанре покупка и является игровым процессом.

    Кикстартер и не особо должен выполнять обещания, это же меценатская площадка, а не площадка предзаказов. Это конкретно раковый игровой раздел привлёк крупные издательства для размещения предзаказов. Что упало – то пропало.

    Отдел кадров – это и есть HR, потому что HR – это отдел кадров. Если перевести термин на иностранный язык – зачем ему при это новое значение пытаться придумать. Которое, к тому же, ни в сказке сказать ни пером описать и вообще это то, не знаю чего. То у нас все управляющие внезапно стали манагерами, теперь кадровики в анчаров превратились.

    А ещё очень класное прилагательное “адекватно”, каждый раз, когда я спрашиваю людей, употребивших его: “адекватно чему?” – они не могут найти ответ и считают мой вопрос неадекватным; мне кажется такое положение вещей неадекватно, когда люди используют слово “адекватно” и не могут адекватно объяснить, что они имеют в виду.

    • Илья

      Харстоун это F2P и там есть P2W.
      Ваш КО.

      • Пётр Поросятов

        По твоему тогда там нет CCG? Ты лже-капитан.

        • After

          но это же цель а не процесс. Процесс – сражение этими картами.

          • Пётр Поросятов

            Тогда в покемонах главное не собрать их всех, а стравливать зверюшек для собственного развлечения.

          • After

            это всё части геймплея, зачем их разделять?

          • Пётр Поросятов

            За тем что это не игра. Это симуляция карт. Применять игровые термины к не играм – не самая точная практика.

          • After

            Можно ещё дьяблу для примера взять. Лут собирать или монстров лупить? Зачем разделять, субъективно же.

          • Пётр Поросятов

            За тем что это видеоигра, а симуляторы CCG – не видеоигры. Иди моряку скажи что его скорость в километрах.

          • After

            “симуляторы CCG – не видеоигры”
            – да ладно, шутишь что ли. Они как видеоигры лучше, но это холивар вообще.

          • Пётр Поросятов

            Да, а банка в жопе лучше женщины.

          • After

            тебе виднее

          • Пётр Поросятов

            А тебе плохо видно? Давай покажу.

          • After

            ужас

          • Илья

            Бинго!

          • Пётр Поросятов

            Animal cruelty.

        • Илья

          По-твоему CCG это не F2P?
          А еще это классический P2W – больше карт -> карты сильнее -> лучше дека -> больше шансов на победу.

          • Пётр Поросятов

            То есть физическая мотыга тоже F2P?

            Ты в CCG ни разу не играл? Больше карт совсем не значит, что сильнее дека.

          • Илья

            Физическая мотыга это не F2P только потому, что первый бустер тоже надо покупать. Если бы первый бустер раздавали бесплатно – была бы классическая F2P.

            Больше карт значит, что у тебя больше шансов собрать сильную деку.

          • SlowJoe

            Раздают. Халявные промоколоды можно спросить в любом магазине офф ритейлера. Но в мтг нельзя игрой заработать на новый бустер.

          • Илья

            По промокодам не считается.

            > Но в мтг нельзя игрой заработать на новый бустер.

            АНАЛЬНЫЙ ДОНАТ!!!!11 🙂

          • SlowJoe

            Какие промокоды? Заходишь такой в хоббигеймс и такой “Можно мне бесплатную колоду МТГ” А они такие “Тебе красную или белую”, а ты такой “Белую”. А потом еще и девушку попросил сходить.

          • Илья

            Ну значит f2p

          • SlowJoe

            Ну если все мерить по игровым стандартам (что не очень правильно) то да.

          • Пётр Поросятов

            Зачем покупать первый бустер? Здравствуйте. Делишь колоду одного пополам и играете спокойно. С самого детства так делали.

          • На более-менее серьезных рейтах тебе будут нужны редкие карты, которые сильно проще купить, чем нагриндить.

            Радость Хартстоуна в том, что нагриндить можно вообще все, он в этом плане честнее МТГ.

            Но при прочих равных (50 часов игрового времени, один заплатил, другой нет) вероятность победы платящего выше.

          • Пётр Поросятов

            Очень плохой баланс, мадам, на самом деле, на самом деле очень плохой баланс…

            Но на самом деле именно поэтому применять термин “F2P” к CCG – очень не точно.

          • SlowJoe

            Один фиг ты покупаеш кота в мешке, один фиг рандом при раздаче карт. Один фиг многое зависит от прямых рук. Да,есть желанные карты но платя ты лишь повышаешь шанс их дропа. Плюс, при стабильном выполнении дэликов при пуле в 300×2 карт возможность выбивания бустера один раз в два дня вполне норм. Если конечно ты не поехавший, донатящий с криком “Сейчас я все бустеры буду открывать”

    • After

      “Апгрейд ради апгрейда – это уже роскошь или фанбоизм”
      – роскошь относительное понятие, а фонбоизм – это покупка 150 одинаковых велосипедов, апгрэйженый гаджет просто лучше.

      “Кикстартер и не особо должен выполнять обещания”
      – юридически кикстартер и есть предзаказ. А невыполнение обещаний ставит под сомнение саму площадку. Вот статья на эту тему http://www.pocketgamer.biz/stateside/58880/giving-kickstarter-the-kick-the-great-crowdfunding-crash-is-upon-us/
      Даже пожертвования должны контролироваться и регулироваться, иначе это способ мошенничества.

      “Отдел кадров – это и есть HR”
      – вполне разумное стремление переименовать отдел кадров. Это символизирует новый подход к найму и быту сотрудников, а символизм очень серьёзный инструмент корпоративной культуры.

      “адекватно чему?”
      – в том и адекватность чтобы понимать в каком контексте заявления о адекватности. Если не понимаешь контекст адекватности без конкретизации, то это неадекватно.

      • Пётр Поросятов

        Лучше, на 0,000145%. При том, что весь софт и прочее до сих пор разрабатываются под шесть поколений назад.

        Читать про KS от лица VG – время на ветер. VG самый тупой раздел KS.

        Да, раньше мы нихрена не делали и были кадровиками, а теперь мы будем нихрена не делать и называться модным словом HR! Надо теперь рашку переименовать рушн фидирейшн, мы тогда сразу в нормальную страну превратимся, как по магии.

        Ты неадекватен.

        • After

          “Лучше, на 0,000145%. При том, что весь софт и прочее до сих пор разрабатываются под шесть поколений назад.”
          – я про софт не спорю, чисто юзер экспириенс. fullhd лучше чем qhd, 3000mah лучше чем 1500 и т.д.

          “Читать про KS от лица VG – время на ветер. VG самый тупой раздел KS”
          – а кто с этим спорит?! Мы же о юридических принципах.

          “Да, раньше мы нихрена не делали и были кадровиками, а теперь мы будем нихрена”
          – да, от термина производительность не зависит, но зависит восприятие.

          “Ты неадекватен.”
          – сам ты, неадекватен.

          • Пётр Поросятов

            А в свою очередь fullhd хуже любого монитора тысячелетней давности.

            Да восприятие зависит. HR – это ложная реклама.

          • After

            “fullhd хуже любого монитора”
            – вот и не надо утверждать, что апгрейд – это роскошь и фанбоизм.

            “HR – это ложная реклама.”
            иногда да.

            Ты неадекватно воспринял.

          • Пётр Поросятов

            ШТА? Тысяча восемьдесят с нищебродских телевизоров не сравнятся с боярским eyefinity/surround.

            Ты неадекватно реагируешь.

          • After

            тьфу блин, прочитал неправильно.
            “в свою очередь fullhd хуже любого монитора тысячелетней давности”
            Что, черт возьми, это означает?

          • Пётр Поросятов

            Fullhd это маркетинг, а не технический термин.

            Это значит неадекватность.

          • After

            окей. если бы я написал 1080p это изменило бы суть?

          • Пётр Поросятов

            Нет, потому что десять восемьдесят – это очень мало.

          • After

            ты понимаешь насколько ты отошел от темы?
            это неадекватно.
            и да, привязываться к термину “fullhd” в контексте темы – неадекватно.

          • Пётр Поросятов

            Ты понимаешь, что тему задаю я?

            Твоя неадекватность неадекватно.

          • After

            ты не задаешь тему

          • Пётр Поросятов

            Да ты же неадекватен!

          • After

            батюшки

          • Пётр Поросятов

            Грешники будут съедены.

          • After

            лады

          • Пётр Поросятов

            Третий-пятый-седьмой-пятый-третий.

      • SlowJoe

        Кикстартер сам себя лечит. Нае…ал всех разок. Второй разок уже не получится. Хотя… мавроди.жпг

        • Пётр Поросятов

          Мавроди не подходит, ему ещё шесть раз занесли.

          • SlowJoe

            Поэтому как раз и подходит. Его пример доказывает что люди плохо учатся на своих же ошибках или на чужом неудачном опыте.

          • Пётр Поросятов

            Либо я неправильно прочитал, либо ты пост отредактировал.

    • Azro

      “Адекватно” это не прилагательное, а наречие. Поэтому оно не требует уточнений, а само используется в качестве определителя.

      • Пётр Поросятов

        Adequate это равный чему-нибудь, отвечающий требованиям. Equation.

        • Azro

          Отвечающий общим, общепринятым требованиям. Вести себя адекватно – так, как в общем принято; так, как принято в социуме. Разве это настолько неочевидно, что требует каких-то ненужных уточнений?

  • Гость

    Угадайте, пожалуйста, музыку из outro!

  • Виталий

    “дешевые андроиды, у них пока чипсетики дохлые, на уровне тегры 3ей- 2ой”
    что за бред я услышу в подкасте на 7ой минуте

    что за мракобесие вокруг железа вечно на данном ресурсе? вопросы типа: “когда мы перестанем делать лоуполи из хайполи” и “когда реализм повысится” в подкасте с Арестовым вообще радовали, вы бы хотяб матчасть подтянули бы, посмотрели бы программу tic-tak интела, чтоб понять что меняется будет в железе вплоть до 2020го года

    • After

      “услышу в подкасте на 7ой минуте”

      – хмм, там вполне понятное сравнение современных бюджетных телефонов, преобладающих на рынках развивающихся стран, и стареньких тегравских чипов от nvidia. Они по уровню производительности вполне соответствуют бюджетным чипам MediaTek MT6577. Разве нет?

      Дальше вообще не понял ничего, слишком много ошибок.
      Что меняться будет? Тенденция одна – уменьшение техпроцесса и как следствие снижение энергопотребления и если повезет повышение производительности.

      • Виталий

        мне полностью противна формулировка: “у них пока чипсетики дохлые”, но если закрыть на этот бред глаза, то они даже до тегры 2 не дотягивают
        декодирование и работа с 720p и 1080p – это для вас одна и та же производительность? если ответ – да, тогда ваш комент наглядный пример полного непонимания, которое меня как раз и взбесило

        но тем не менее все правильно поняли
        ключевое – “если повезет”, о котором не говорится нигде вовсе

        • After

          Я брал на старте lg optimus 2x. С декодированием как раз были проблемы. Но это не суть.
          Не понимаю чем не устраивает формулировка? Степенью унижения современных китайский чипов? По моему всем всё понятно и обвинять Орловского в незнании количества транзисторов – полный бред.

          • Виталий

            это же касается производительности напрямую
            не нравится, тем что жонглирование терминами, если буквально понимать: “дохлые чипсетики” – это значит человеку не нравится архитектура или например работа с оперативной памятью, но хотели сказать про производительность процессоров только

            да, для дешевых – да, но я о другом вовсе
            я о железе и почему у нас из-за него жесткие ограничения по: дроуколам, разрешениям и полигонам, т.е. ограничения по качеству графического контента и такие вопросы вообще стыдно поднимать в подкасте, но они практикуются

  • SlowJoe

    Мэджик дает бесплатные карты и начал давать еще до этих ваших херстоунов.

  • Sergey Frolov

    Большое спасибо за Орловского, слушать его, как и в прошлый раз – одно удовольствие. Особенно понравилось про вопрос о том, что ты за последние три года сделал, чтобы придти к своей цели. Полезно прочистить собственные мозги и разобраться, ради чего все делается.

  • SlowJoe

    Гайдзинов на подкасты теперь можно не ждать?) Спэйс Рог оставили на произвол судьбы? Ну ебт! Добро пожаловать на завод.

    • Кажется, мы не особо связываем происходящее в подкасте с местом работы.

      • SlowJoe

        Мне пока тоже так кажется. Жалко конечно что карьера инди-девелопера не задалась

    • До сих пор работа подкасту или блогу не мешала, не думаю, что что-то изменится.

      Гайдзинов всегда ждем в гости 🙂

      • SlowJoe

        Главное для меня в этой истории – судьба спэйс рог.) Потеря креативного директора (если я ничего не путаю) на пол пути – это печально.

        • Там все в порядке с проектом, не должно быть каких-то значительных проблем.

      • Пётр Поросятов

        А как же структура Valve в условиях СНГ?

  • Гость

    Сергей, как бы вы одним словом описали новый проект 4А?

    • Не-не-не, я не поддаюсь на такие провокации 🙂

      • Гость

        =)))

      • Артём Князев

        Там хоть действительно про космос?

        • Она отличается от того, что Андрей рассказывал у нас в подкасте. Видно, что не сидели сложа руки 🙂

          • SlowJoe

            Ммммм. Когда они публично ее засветить собираются неизвестно?

          • Неизвестно. Но я ставлю на Е3 2015

  • Tommmy

    >Нет смысла искать работу мечты… делайте то что любите, то что нравится.

    Поначалу нравились подобные советы в подкастах, теперь бесят. На что жить пока ищешь работу мечты?

    Поначалу за то что ты любишь не платят ни копейки. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в стране вакансий для новичков (выпускников и тех кто приходит из другой сферы — без разницы) практически нету. Сегодня даже на говно-казуалки требуют, цитирую “более универсальные кадры, которые могут решать разные задачи в своей области”. То что человек готов работать с огромным желанием за более низкую зарплату и ради опыта работодателей не мотивирует.

    • SlowJoe

      Ситуация в стране не влияет на геймдев. Не картошку возим.

      “То что человек готов работать с огромным желанием за более низкую зарплату и ради опыта работодателей не мотивирует.”

      Тут все по разному. Во многом виноваты сами люди. Ибо сразу рвутся в геймдизы в надежде что им дадут свободу и команду в 50 рыл выполнять все их прихоти. Стартанув например с тестера, шанс добратся до геймдиза и выше куда больше. Если вы программер или художник все куда проще – показал свои наработки, сделал дз и вперед. Индустрия такая что для практики тебе достаточно интернета и пары аккаунтов на торенте чтобы освоить нужный инструментарий и обколоться нужной литературой.

      Единственная проблема что в конторе где делают говноказуалки ваше творческое начало быстро стухнет и после 5го проекта “веселый мавроди” где надо “как у зинги только круче” вам захочется бежать подальше от этого пизд…ца. Но студия студии рознь конечно.

      В принципе, все это тут уже обсуждалось много раз.

      • Tommmy

        Судя по количеству открытых вакансий, ситуация в стране на геймдев влияет. С художником пример: показал работы и попросил тз, сказали что хорошие, попросили еще работ и спросили если опыт в геймдеве (опыта в геймдеве нет), отправил, попросил ВТОРОЙ раз тз, ни ответа ни привета. Неужели тз выслать такая большая проблема (при том что у компании есть открытая вакансия)?

        Полностью согласен про казуалки, но это самое оно чтобы прокачать побыстрее скил фотошопа.

        Ни разу не видел чтобы это тут обсуждалось.

        • SlowJoe

          Еще раз повторюсь что от конторы зависит и людей которые там этим занимаются. Мудаки-они от индустрий не зависят)
          В подкастах все время обсуждается.

        • Sergey Volkov

          А почему компании должно быть важно на что вам жить в тот период, когда вы для компании представляете очень маленькую ценность?
          ВЫ работайте на текущей работе и пока качайте скилл, наращивайте портфолио, потом сможете перейти уже на деньги, на которые можно жить 🙂

          А по вашей ситуации у меня складывается впечатление, что вам должны были отказать, но “забыли” это сделать, такой непрофессионализм среди HR встречается, это очень плохо, я за такое например страшно ругаю своих сотрудников

          • Tommmy

            Та компании не должно быть важно конечно.) Я про то что советы типа “бросай все, никаких компромиссов, ищи работу мечты” на самом деле бестолковые. Не у всех есть возможность бросить все и сразу. А скил в свободное время качается.)

          • Tommmy

            Сергей, а Spice Recruitment не планируется “расширять” на Украину? Знаю, что полит ситуация не очень, но все таки, может в будущем?

          • Sergey Volkov

            На данный момент мы активно ищем людей в Белорусь, Польшу, Кипр, Германию. Развиваем все европейские страны по мере сил.
            Сейчас не занимаемся активным привлечением украинских компаний в связи как раз с политической обстановкой, но безусловно были бы рады сотрудничеству 🙂

            Людей же из Украины перевозим давно и будем продолжать это делать

    • Короче, вот вам возможный рецепт из личного опыта.
      Забиваете на отпуска на Майорке, на новый айпад и там еще немного по мелочам, откладываете себе от трех до шести своих месячных прожиточных сумм — они очевидно меньше вашей зарплаты — и еще сколько-то на форс-мажор. А потом увольняетесь с текущего места работы — обязательный пункт, кстати — и в спокойном режиме три-шесть месяцев ищете себе «работу мечты».
      При хорошем раскладе за это время вы успеете поработать в нескольких кампаниях на испытательном сроке и решите где-то остаться. При самом хорошем это будет первая выбранная вами компания.
      При плохом раскладе к моменту, когда сумма в кошельке попытается закончиться в ближайшем будущем вам придется согласиться на любое более-менее приличное предложение.
      При самом плохом раскладе… а да хер его знает, я еще до этого сценария не добрался.

      • Tommmy

        Как раз такой вариант рассматриваю и собираю бюджет.))

  • Peter Sikachev

    Я не согласен с Сергеем Волковым по поводу “странности” учитывания семейного положения и города в формировании зарплаты. Единого рынка зарплат в геймдеве нет даже “там”: то, что очень круто в Монреале – весьма средненько в LA и совсем нищенски в Bay Area.

    Поэтому, если, условно говоря, я согласен работать в Питере за сумму X – это совсем не значит, что я согласен на то же в Москве. И это вовсе не странности со стороны сотрудника.

    Вообще, любого умственно здорового человека (если он не Скрудж Макдак) интересует не число бумажек, которые он будет получать каждый месяц, а благосостояние, которое он сможет обеспечить себе и близким. И, конечно, город на это очень сильно влияет.

    Если HR хороший и пытается переманить годного кадра в другой город – ему, несомненно, стоит учитывать и будет ли жена работать и т. д. На западе это, кстати, спрашивают (если не скрываешь свое семейное положение). Просто потому, что если хочешь логически обосновать человеку, что на новом месте ему будет лучше – изволь вникнуть в его ситуацию.

    • Sergey Volkov

      Безусловно всё нужно учитывать, что меняется при переезде из маленького далёкого городка в Москву я понимаю, но что меняется при переезде из Питера в Москву и наоборот в уровне жизни, уровне трат и пр?

      HR нужно учитывать и жену, и детей, и собак, тут вы правы, но хочется, чтобы потенциальный сотрудник со своей стороны тоже понимал, что покупают условно говоря его скиллы текущие, его личные качества и пр. и очень редко бывают такие таланты, которым готовы оплачивать вообще любые прихоти. Плюс у HR есть видение компании по поводу вилки по зп и он не может пообещать каких-то заоблачных денег, просто из-за того, что кандидат понравился.

      Даже переманивание это часто всё таки масштабная история, исключения только топы и совсем уж редкие спецы с уникальным набором скиллов.

      • Peter Sikachev

        >но что меняется при переезде из Питера в Москву и наоборот
        >в уровне жизни, уровне трат и пр
        Как минимум, плата за аренду квартиры/ипотека в примерно равноценных районах. Это солидная часть зп, согласитесь. В Питере не жил, поэтому по уровню цен услуг/ресторанов врать не буду. Возможности поехать куда-либо разные тоже (из Питера можно дешево ездить в финку, но из Мск больше рейсов в другие места и т. д.). Если про уровень жизни – то родители – это весомый фактор. Если живешь в одном городе – можно экономить существенно на daycare для детей и т. д.

        >потенциальный сотрудник со своей стороны тоже понимал,
        >что покупают условно говоря его скиллы текущие, его личные
        >качества
        Разумеется, не за красивые глазки. Но цена денег в каждом городе (и для каждого конкретного человека) разная, именно поэтому вступают разные факторы в игру.

        >он не может пообещать каких-то заоблачных денег
        HR, по моему скромному мнению, не должен чего-то обещать – просто потому что ему сложно оценить цену кандидата.

        Последнее предложение не понял, поясните.

        • Sergey Volkov

          А как по вашему мнению должен складывать справедливый уровень зарплаты при переезде в другой город и другую страну? Как сумма всех этих факторов?
          Если так, то не получится ли вывод, что надо брать либо тех, кто есть в твоём городе, либо выращивать с нуля, потому что приезжие будут мало того, что дороже в разы, так они ещё и будут получать в разы больше текущих сотрудников, что породил расслоение внутри коллектива.

          Последнее предложение о том, что супер индивидуальное переманивание очень редкая история. Даже если мы хантим прогеров, дизайнеров и прочих, то мы их хантим из десятков или сотен и обеспечить супер уникальный подход не можем.

          • After

            У меня конечно другая кухня и масштабы, но я поддержу Сергея.
            Я как наниматель, при формировании предложения по заработной плате, учитываю внутреннюю экономику и бюджет на решение определенных задач, а не желание супруги кандидата работать. Экономика должна быть экономной – это надо понимать самому кандидату и не заниматься “соискательским экстремизмом”.
            Понятно, что лучшему в мире художнику можно и жену посчитать, но это исключение, подтверждающее правило.

          • Peter Sikachev

            >то не получится ли вывод, что надо брать либо тех, кто есть
            >в твоём городе, либо выращивать с нуля
            Если вы можете найти у себя в городе – безусловно, только так и нужно поступать. Особенно если из другой страны кандидат – и ждать его долго, и с визой возиться, и релокейшн оплачивать.

            Другой вопрос, что в геймдеве есть hard-to-fill вакансии, на которые в своем городе сложно найти/сманить. Или нужен специалист, а не студент без опыта.

            >А как по вашему мнению должен складывать
            >справедливый уровень зарплаты при переезде в другой
            >город и другую страну?
            Нет никакой справедливой зарплаты. Есть спрос и предложение. Если вы хотите релоцировать кандидата – значит, не можете найти в своем городе. Значит, вам надо предложить кандидату условия лучше, чем у него в настоящий момент.

            >супер индивидуальное переманивание очень редкая
            >история
            супериндивидуальное не нужно. Но если вы хотите убедить кандидата, что ему у вас будет лучше – нужно вникнуть в его проблемы.

          • Sergey Volkov

            Со спросом и предложением очень сложно, все кандидаты у нас спрашивают у какой у вас максимум (бояться продешевить), мы же наоборот стараемся не завышать, чтобы не отпугивать компании неоправданно высокой ценой. Рыночный цены на помидоры хорошо устанавливать, каждый понимает, что такое помидор. С людьми это сложнее, так как каждый уж очень индивидуален и по скиллам, и по личным качествам и по потребностям. Есть ведь и обратные случаи, когда компания завышает человеку деньги, когда он получается у себя в городе 20к, хочет повышение в 1,5 раза аж до 30к и ему это кажется много, а для Москвы понятно не деньги, в итоге предлагают 50-60к сразу на старте.

            С вникнуть в проблемы я согласен на 146%, мне интересно ваше мнение до какой стадии эти проблемы должны быть важны работодателю. Текущему работодателю могут быть не все ваши проблемы важны, не может же так быть, что потенциальный должен думать о любой мелочи.
            Грубо говоря вам предлагают конкретную работу, конкретный проект и конкретный обязанности, а всё, что вокруг, это же уже не совсем про работу 🙂

          • Peter Sikachev

            Они должны быть интересны до той степени, до которой соискатель готов ими делиться (в рамках разумного, очевидно). Не стоит разбрасываться бесплатной информацией про потенциального сотрудника, которую он сам добровольно сообщает и которую можно использовать, чтобы его мотивировать.

            Текущий работодатель каждый месяц тратит полчаса на то, чтобы спросить меня о том, что меня не устраивает.

          • Peter Sikachev

            Вообще, в идеале, “вникание в проблемы” – это просто неформальный разговор за ланчем с кандидатом на он-сайт интервью.

          • Peter Sikachev

            >будут получать в разы больше текущих сотрудников, что
            >породил расслоение внутри коллектива.
            ровно для этого все числа про зарплату идут под NDA
            А если у него скилл выше текущих сотрудников (иначе вы бы его и не перевозили) – это вполне справедливо.

          • Sergey Volkov

            А если скилл такой же, просто большое в своё городе вы с таким скиллом найти не можете, а учить очень долго? У текущих 100к, а потенциальный запрашивает 200к.
            Психологически с него в 2 раза больше спрос будет. хотя в реальности это такой же человек 🙂

          • Peter Sikachev

            Да вопрос один, в общем-то: стоит в этот момент таких денег этот сотрудник для компании или нет?

          • Sergey Volkov

            Это мы с вами уже в этичность пошли. Если в данный момент критично и стоит того, а чего 3 месяца его уволят в другом и новом для него городе?

          • Peter Sikachev

            Нанимать сотрудника с релокейтом на 3 месяца – невыгодно для компании. А для самого сотрудника – это всегда риск, на который надо закладываться.

  • Mike Rashitov

    Сергей хорошо говорит! Все трое! =) И умные вещи!

    Спасибо за отличный подкаст!

  • Slow Poke

    Соционика? Серьезно? У нее же нет никакой научной базы. Это уровень экстрасенсов и астрологии.

    • Reiser

      Этакая “клиническая психология” для бедных/глупых/ленивых.

    • New Ocean

      Плюсую. Психолог (образование такое у меня х)) во мне плакал, когда я услышал про соционику. Ох 🙁

  • Dmitry Konstantinov

    Этичный f2p, говорите? Этичный вариант, это когда пользователь может играть в хорошую игру без любых навязанных ограничений, а разработчик имеет возможность напрямую конвертировать интерес игрока к своему продукту в деньги, совершенствуя и развивая игру – endless gaming. Тогда разработчик нишевой игры с устойчивым коммьюнити будет сыт и доволен, а игрок не будет вляпываться в дерьмо типа: “мы сделали крутую игру, чессное слово, дай нам полную стоимость и убедись в этом сам!” или “наша игра совсем бесплатна, только в ней пока один режим и чтобы добыть в ней самолёт 6-го уровня, тебе надо задрачиваться две недели или… дать нам денег!”.

  • Что ж, спасибо за славный выпуск. Переслушал овер-3-раза, но что добавить так и не нашлось (может на четвертый повезёт). Очень всё прозвучало чётко конкретно. Спасибо Сергею Орловскому за традиционные нотки философии, которые я лично разделямс и одобрямс целиком полностью.

    Почему-то переход Галёнкина в WG у меня теперь только с этим ассоциируется –
    просто оставлю это здесь. =)

  • По поводу релокации в Минск в частности (в Wargaming и в любую другую компанию) — очень хорошо работает демонстрация рынка недвижимости. Нет не рынка сьёма жилья, а сколько стоит купить квартиру. В паре с близостью Европы (три часа до Вильнюса на поезде) это заставляет кандидатов задуматься о том, что они могут устроить свою жизнь не когда-небудь потом, а совсем скоро. Многие кандидаты из России в принципе не задумываются над тем, что они могут заработать себе на квартиру в Москве/Питере, а в Минске для разработчиков(программистов например) это совсем не сложно.

Scroll to top